Говорят, с кем можно вместе смеяться, с тем можно вместе работать. От мимолетной улыбки визави, едва скользнувшей по губам и затерявшейся в глубине глаз, переворачивается мир – сердце стучит сильнее, солнце начинает светить ярче, хочется свернуть горы и совершить удивительный подвиг. Наверное, поэтому все люди так любят веселье. Оно помогает находить в себе скрытые резервы сил и пробуждает жажду свершений. И дарит наслаждение от общения. Член-корреспондент Российской академии художеств Игорь СМИРНОВ – мастер смеха, знаток тонкой иронии, виртуоз карикатуры. А также многолетний друг «Учительской газеты». И у него сегодня день рождения! Поздравляем!
Он создает удивительные зарисовки, забавные, грустные, философские и все-таки бесконечно радостные. «Карикатуру можно сравнить с янтарем, который в своей золотистой массе тысячелетиями хранит мельчайшие организмы во всей их целостности и неприкосновенности… Как велико значение карикатуры в жизни народа, зритель лучше поймет, когда сам войдет в это чудесное и странное царство», – писал Александр Швыров в 1902 году.
У Игоря Алексеевича этот янтарь какого-то особого сияния. В его картинках чувствуются ностальгия по счастливым моментам ушедших эпох и интуитивное понимание современности. Он мыслит, а следовательно, смеется.
К сожалению, сегодня карикатуру можно увидеть только на страницах печатных изданий и на вернисажах, которые стремительно проносятся в сутолоке будней. Стационарного выставочного зала у карикатуристов нет. Это искусство невозможно вобрать в себя неспешно, а, лишь усмехнувшись, запрятав огонек веселья куда-то поглубже, побежать по делам дальше. Да, безусловно, их день – 1 апреля. День, в который позволительно смеяться взахлеб и искренне радоваться шутке. День, в который проходят знаменитые выставки карикатуристов «С юмором по жизни» в Старосадском переулке в зале МСХ. В этот день никто не осудит веселье, а возможно, и поддержит его. И зорко подмеченные Смирновым образы сыграют в этом душевном подъеме немалую роль.
Но одного дня ничтожно мало для того, чтобы отойти от слишком серьезных проблем рутины и попробовать сменить удрученную мину на свое истинное лицо, искрящееся лучезарным весельем. Порой тому, чтобы впустить радость в сердце, нужно учиться всю жизнь.
Но вот «весельчак» Игорь Алексеевич восхищается рыцарем печального образа Дон Кихотом. Потому что незадачливый идальго не боялся быть собой, потому что он романтик, да еще такой, который способен за свои идеалы сразиться в настоящем бою. Серия, посвященная сервантесовскому герою, – своеобразный камертон, по которому можно проверить, настроен или нет зритель на творчество художника. Кому рыцарь печального образа смешон, тому смирновские карикатуры непонятны. Ведь гротеск в них не средство забавлять и эпатировать зрителя, а способ открыть ему глаза на нелепое и даже трагическое в бытии человеческом.
Карикатура – это зеркало общества. Когда в стране начинает бурлить, тогда появляется масса политических карикатур. Но если в обществе более или менее стабильная ситуация, все равно карикатуристу есть над чем работать. Появляются все самые современные машины, компьютеры, но природа человека остается неизменной – он так же грешит, как 1000 лет назад, обманывает, ворует… Босх изобразил на своих картинах семь смертных грехов, они по-прежнему торжествуют над человеческой природой. Жаль, говорит Игорь Алексеевич, что у нас сейчас мало карикатур в печатных изданиях, мало книг о карикатуре.
Философ-график известен своими работами не только в России, но и за рубежом. С 1971 года Игорь Алексеевич регулярно публикуется на страницах центральных газет и журналов, за это время художник участвовал во многих отечественных и международных выставках карикатуристов, провел персональные выставки в Москве, Стамбуле, Мадриде, Мехико, Акапулько, Гвадалахаре, Бордо, Смоленске, Тамбове, Таллине, Мельбурне, Будапеште. Смирнов проиллюстрировал около 50 книг и других изданий, он лауреат более 60 премий международных конкурсов карикатуры и фестивалей сатиры и юмора, член Союза художников и Союза журналистов России и Москвы, действительный член Российской академии художеств, академик Французской академии карикатуры.
Его отец, участник войны, летчик, после войны преподавал рисование и черчение.
– А по материнской линии мои предки Сардановские были священниками, – рассказывает Игорь Алексеевич, – причем мой прадед дружил с Сергеем Есениным. Моя мачеха была учителем начальных классов. Так что семья, в которой я вырос, педагогическая. Московская средняя художественная школа при Институте имени Сурикова, куда я поступил, находилась рядом с Третьяковской галереей. Все мои школьные годы прошли в особом волшебном мире искусства.
Игорь Смирнов долгие годы дружил с известным карикатуристом, создавшим вместе с Кукрыниксами феномен «положительной сатиры», Борисом Ефимовым. Главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат» дожил до 108 лет… В творческом тандеме им удавалось многое. И между тем так часто они не могли переломить косность и непонимание тех, от кого зависят судьбоносные решения, например о создании музея карикатуры…
– Русская карикатура, – убежден Игорь Алексеевич, – это целый великолепный пласт, история жанра охватывает спектр от лубка и до современных работ. В этом жанре работали и такие замечательные всемирно известные художники, как Гойя, Брейгель, Босх, Леорнардо да Винчи, Дали, Дмитрий Моор, Виктор Дени, Константин Ротов, Василий Семенов, Кукрыниксы и многие другие. Я считаю их своими учителями в карикатуре.
А еще художник, график, карикатурист очень любит общаться с внуком Петром. Их беседы помогают ему и понять день сегодняшний с его нравами-вкусами, и поймать настроение молодости, всегда задорной, всегда отважной и всегда стремящейся к новому.
Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии