Слово «наставник» вызывает у меня особое чувство, потому что мне в жизни с наставником очень повезло, пожалуй, именно он во многом и определил мой путь в профессии. Я говорю о человеке, имя которого – уверен! – знакомо многим, об Анатолии Георгиевиче Каспржаке.
Строго говоря, между нами никогда не звучало «наставник», «учитель», «ученик», и тем не менее я отношусь к нему именно так – как к наставнику. Придя в свою любимую школу, которую сегодня возглавляю, первокурсником, я познакомился с Анатолием Георгиевичем, который работал тогда организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы и учителем физики. Для нас, группы первокурсников, был дан открытый урок. Очень хорошо помню, как сидел на последней парте и думал только об одном: «Только бы он меня не спросил!» Потому что темп, в котором шла работа на уроке, был таким запредельным, что я боялся потеряться в разноплановом диалоге, который вел АГ со своей ученической аудиторией, используя для этого все мыслимые и немыслимые приемы и средства. Мне казалось, что я вместе со всеми девятиклассниками на этом обобщающем уроке по электростатике попал под «артобстрел» гениального учителя.
Мне повезло дважды: Анатолий Георгиевич предложил мне поработать в школе руководителем театрального кружка, руководил педагогической предметной практикой на четвертом курсе. Право провести урок было предоставлено в выпускном классе, в котором он был классным руководителем. К слову, с учениками этого класса мы дружим до сих пор, а некоторые из них, как и я, связали свой путь с нашей школой №1505.
Начал с того, что первый урок, который должен был провести, я… проспал! Представляете?! Анатолий Георгиевич подставил плечо, провел урок астрономии, а там уж и я добежал со своей физикой.
Время шло, я окончил институт и ушел в армию. Каспржак стал директором школы. И опять мой наставник незримо был рядом, присылал мне письма в армию, напечатанные двумя пальцами на пишущей машинке, подбадривая меня перспективами будущей совместной работы. Когда после армии я приступил к работе учителя физики школы №388 (сегодняшней №1505), конечно, волновался и комплексовал, так как Анатолий Георгиевич задал такой уровень преподавания, соответствовать которому было ох как непросто. Я до сих пор храню свои конспекты, которые делал, по 5-6 часов готовясь к каждому уроку. И конечно, я всегда мог прийти к нему за советом.
Я работал уже несколько лет, когда Анатолий Георгиевич вновь оказался рядом в важный момент. Школа проводила семинар для директоров школ Куйбышевского района. Мне выпало провести урок по теме «Собственная проводимость проводников». Накануне он поинтересовался, что я придумал для открытого урока. Выслушав, он тактично и беззлобно разнес в пух и прах все мои придумки. И это стало для меня прекрасным стимулом, тем «волшебным пинком» в понимании того, что в нашей профессии нельзя стоять на месте, каждый день, каждый урок нужно расти, искать новые нюансы, подходы, которые подойдут именно сейчас и именно этим детям. Его требовательность к себе была такой заразительной и убедительной одновременно, что не принять этот урок было просто невозможно.
Так сложилось, что во многом я стал преемником Каспржака: сначала на посту заместителя по воспитательной работе, позже – директора школы. И в этих ипостасях Каспржак также дал мне свой бесценный пример и опыт административной работы, без которых мне сегодня было бы несладко. Убежден, что всему, чем овладел на посту заместителя директора, меня научил именно Каспржак. Один, казалось бы, совсем неоригинальный совет – использовать в работе положительные качества сотрудника и человека, а не акцентировать внимание на его недостатках – является основным моим правилом в работе с людьми.
Мне по-настоящему повезло. 15 лет я был замом Каспржака, потом 18 лет замом Леонида Анатольевича Наумова, еще одного главного человека на моем профессиональном пути. По иронии ли судьбы, по счастливому ли стечению обстоятельств, по некоей ли высшей идее в свою очередь я стал наставником для Алексея Наумова: сначала как учителя физики, а сейчас как зама по воспитательной работе. И особенно радостно, что магистратуру в Высшей школе экономики мой ученик Алексей Наумов окончил у моего учителя Анатолия Каспржака.
Анатолий Георгиевич в этом году отметит свой 70‑летний юбилей. Это не просто предъюбилейное воспоминание или заготовка для поздравления. Это искреннее признание и благодарность наставнику, без которого моя жизнь в образовании точно сложилась бы совсем по-другому.
Григорий ШАНДАЛОВ, директор школы №1505 «Преображенская»
Комментарии