Для меня как для педагога важно, чтобы ребята моей дошкольной группы с удовольствием бежали в детский сад утром в предвкушении новых интересных событий. Это высшая оценка моей работы. А вот как сделать так, чтобы процесс обучения был не только интересным, но и эффективным, – это задача, которую я решаю вместе с коллегами, реализующими проект «Лаборатория когнитивного развития».
Мои дошколята, которым всего 3 года, активные участники этого увлекательного проекта. Мы самые младшие первопроходцы. Проект предусматривает конвергенцию программ разного уровня, от дошкольного до основного образования. Все участники данной программы (педагоги, родители, воспитанники) знают целевые ориентиры, а семьи в рамках дополнительного соглашения вместе с воспитателями приобщают детей к интеллектуальному труду, который должен стать для ребят и их семей образовательной привычкой.Моя группа называется «Почемучки», и ребята оправдывают это замечательное название. 34 темы событийных дней, которые я разработала на весь учебный год и согласовала с напарницей по группе, стали основой для реализации проекта. Мы заранее организуем совместный досуг родителей и детей на выходных, являемся навигаторами для погружения в тему. Во время изучения темы «В мире облаков» мы даем рекомендации для предварительного прочтения в семье художественной литературы – С.Михалкова «Облака, Облака – кучерявые бока…», Г.Лагздынь «Облака», просим организовать просмотр мультфильма «По дороге с облаками» или посетить Московский планетарий, а можно изготовить атрибуты для дидактической игры. Семьи сами выбирают те формы работы, которые уже заранее погружают ребенка в мир облаков, космоса, воздушного пространства. Это мотивирует детей к активной познавательной деятельности, ребенок находится в состоянии ожидания образовательных событий и желания рассказать другим детям о том, что он узнал вместе с мамой, папой или бабушкой, дедушкой.Для более содержательного общения друг с другом и более интересного погружения в ту или иную среду творческого развития мы применяем инновационный подход в организации пространства детей. Наша группа реновационная, она укомплектована модульной мебелью, которая трансформируется в зависимости от целей деятельности и освобождает пространство для организации обучения или игр. Для продуктивной работы детям необходимо максимум пространства. Поэтому развивающую предметно-пространственную среду мы организуем с учетом их потребности в движении. Ведь именно через движение ребенок исследует и познает окружающий мир, устанавливает свободное когнитивное общение с окружающей средой. Изучение организуется в группах, в разных местах, там, где есть объект для изучения. Мы передвигаемся и исследуем предметы и явления за разными мебельными модулями: на подиумах, за столиками на колесиках или даже на тактильных ковриках. Эстетичное, красивое, необычное пространство вызывает у детей бурный интерес, позволяет свободно перемещаться в течение всего дня. Совместно с родителями мы стараемся разнообразить, украсить нашу предметно-развивающую среду различными наглядными и дидактическими материалами, сделать ее меняющейся под конкретные задачи и запросы детей. Очень часто интересные идеи придумывают сами родители, готовят их к ситуативным дням из подручных средств по своей инициативе.Образовательные задачи по теме ситуативного дня присутствуют во всех режимных моментах группы. Например, день на тему «Цветы на участке осенью» начался с пальчиковой гимнастики «Наши алые цветки распускают лепестки…», при этом дети развивали и мелкую моторику рук, и свои коммуникативные навыки, проговаривали текст стихотворения и выполняли движения. Различные сюжетно-ролевые, дидактические игры, которые используются в образовательном процессе, позволяют расширить представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. На занятиях я применяю не только познавательный материал, но и элементы психотерапии, психогимнастику.Каждый ситуативный день заканчивается опять в семье. Ребята должны поделиться впечатлениями, дополнить рассказ тем, что узнали в группе. Это проводится для того, чтобы у ребенка остался в памяти «образовательный след». Когда ребенок восстанавливает произошедшие события, он еще раз «проживает» их и закрепляет полученные компетенции. Например, по теме событийного дня «Сколько знаю я дождей» домой была дана рекомендация выполнить рисунок на тему «Путешествие капельки» и составить рассказ, начиная словами: «Я капля…».Чтение художественной литературы также является неотъемлемой частью событийных дней и формирует у детей задатки читательских компетенций, приучает семью к общению. У детей формируются представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации, при обсуждении прочитанного формируется навык нравственной оценки произведения. В выпускных группах наши дети свободно могут высказаться и выразить свои мысли о каком-либо событии или факте – так развивается мыслительная деятельность. Ребенок учится выстраивать свои высказывания от самых простых к сложным, которые требуют своего отношения к проблеме.Я верю, что наши дети, в будущем владея исследовательскими навыками, смогут применить их в жизни и стать успешными. Сейчас от нас, взрослых, требуется лишь уважительное отношение к первым попыткам ребенка войти в область неведомых знаний, выслушать, заинтересовать, поверить в то, что у него все получится, заинтересовать и включить его и семью в поиск неизведанного.Татьяна ШИЛКО,воспитатель дошкольной группы школы №2053, участник общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»
Комментарии