Для настоящего учителя, пожалуй, нет важнее задачи – соединить теорию и практику, сделать свой предмет со всем набором формул, фактов, цифр, цитат и дат жизненно интересным для учеников. Зачастую добиться пресловутой мотивации удается только в виду перспективы сдачи ЕГЭ… Однако у каждого участника гуманитарно-общественной междисциплинарной группы прошлогоднего конкурса «Учитель года России» есть свой секрет преодоления вечной проблемы. Рассказом о самых интересных идеях конкурсантов – учителей истории, обществознания, экономики – завершается цикл материалов об опыте «пеликанов» 2008 года (см. №№ 44, 48, 51 за 2008 г., №8 за 2009 г.).
Один из ярких примеров практико-ориентированного подхода подала на конкурсе преподаватель экономики Инга Гуменская, представлявшая на всероссийском финале Ленинградскую область. Ее мастер-класс был посвящен бюджету. Огромный зал Горного университета в Санкт-Петербурге на вопрос учителя: «Кто ведет личный семейный бюджет?» поднял не более пяти рук. А вот ученики Инги Валентиновны не только хорошо разбираются в статьях доходов и расходов, особенностях государственного бюджета, но и родителей заставляют вести учет семейных средств. «Часто, когда дети составляют семейный бюджет, они совершают экономическое открытие. Понимают, как дорого обходятся своим родителям», – признается Инга Гуменская.
Елена Стешина, учитель истории и обществознания гимназии №2 города Новокубанска Краснодарского края, для того чтобы каждый урок сделать оригинальным, незабываемым, живым, просто… сводит детей с ума. Конечно, это образ, но, по правде говоря, очень близкий к реальности. Ведь изменить привычные представления о школьном предмете – это и значит «поставить» ребенка «с ног на голову». Например, учитель не читает скучную лекцию об истории родного края, а ведет класс на улицу, изучать оборонительную линию, построенную по проекту Александра Васильевича Суворова. Или ребята посещают первые христианские храмы на знаменитом Тмутараканском побережье. Постигают не по книжкам, а своим умом, какой была Екатерина Вторая. За что именно казачеству подарила кубанские степи?
Уроки-экскурсии – это еще не все. Елена Анатольевна использует документы, фото- и видеосюжеты. Свести с ума может и сложная проблема, поставленная на уроке перед школьниками, а также интересный гость. Если на занятие приходит сам Президент России Дмитрий Медведев, как это было 1 сентября 2008 года, эффект обеспечен.
Марианна Головинова, учитель истории и обществознания Тохтуевской средней школы Пермского края, уверена, что нужно пробуждать интерес не к одному школьному предмету, а вообще к жизни, к творчеству, к самореализации. Ее проект называется «От любопытства – к познанию, через познание – к жизни». Учитель вместе со школьниками идет по ступенькам. Задача для 8-9-х классов – развитие и сохранение мотивации в дальнейшем обучении,
10-11-х – сохранение мотивации в профессиональном самоопределении и успешная социализация на выпуске. Восьми- и девятиклассники – подростки эмоциональные и уверенные, им хочется попробовать себя во взрослой жизни. Им Марианна Петровна читает притчи и предлагает моделировать вполне реальные ситуации – успешные и неуспешные. А старшеклассники ведут исследовательскую и проектную деятельность.
Учитель истории и обществознания Бавленской средней школы Владимирской области Ирина Малыгина не боится на своих уроках подниматься до философского осмысления исторических процессов. В этом ей помогают идеи исторической антропологии. Оказывается, изучать историю можно очень увлекательным способом – глядя на мир глазами человека из прошлого. «Тогда история перестает быть историей войн, переворотов, реформ, она становится историей ментальностей, – рассказывает Ирина Валентиновна. – И если с точки зрения антропологического подхода образование – это место встречи личности и общества, то ментальная история предоставляет нам тысячи мест для тысячи встреч. Тысячи раз отправляясь в прошлое, мы сможем понять, чем мы отличаемся от других – ушедших уже поколений. Не означает ли это долгожданного «понять себя»?» (Конкурсный урок Ирины Малыгиной вы найдете на стр. 7 этого номера).
Успешно адаптироваться во взрослой жизни дети могут, только будучи настоящими гражданами своей страны, причем гражданами активными, считает Иса Алиев. Для того чтобы это произошло, нужен совершенно другой учебник, уверен историк Новотерской средней школы Чеченской Республики. Современные школьные учебники просто передают информацию, а ученик послушно ее репродуцирует. Иса Кутузович предлагает рассматривать учебную книгу «не как средство, которое передает информацию, а как нечто, что нужно создать самим ученикам в течение всего учебного года. «Ребята напишут учебник, который будет адаптирован к ним. Они не только выявят актуальность проблем, но и обеспечат их достоверность, и все это самостоятельно, без навязывания», – перечисляет Иса Алиев плюсы своего проекта. Главное достоинство идеи – «происходит изменение личности ученика, переход на более высокий уровень».
Николай Белозеров тоже долго ломал голову над тем, как сформировать социально ответственного, толерантного патриота. «Традиционные способы, которые предлагает историческое образование, не работают в современных условиях», – убежден учитель истории и обществознания вологодской средней школы №1 с углубленным изучением английского языка. Так десять лет назад возник проект адаптации теории локальных цивилизаций к школьному историческому образованию. Сегодня Николай Александрович – автор УМК «История мировых цивилизаций». В УМК есть и тематическое планирование с 5-го по 11-й класс, учебное пособие для старших классов, сборник заданий, другие материалы.
Учитель истории гимназии №22 Белгорода Инна Черенкова нашла свой способ превратить учебу в увлекательное и полезное действо. Она вышла за рамки класса, школы, региона. Начала с нетрадиционных форм работы в классе с углубленным изучением предмета – экспедиции, чествование успехов, клубная деятельность, публичная презентация проектов, тьюторство, конференции. Появились общество «Ноу-хау» (дети расшифровали его так: «Научное общество учащихся «Хочу абсолютно все узнать»), клуб исследователей, начались деловые игры с проектной и исследовательской направленностью. Выяснилось, что интерес к проектам и исследованиям есть у всех детей и учителей, и не только белгородских. С 2007 года Инна Владимировна руководит проблемным сообществом «Ноу-хау» (придуманное учениками название пригодилось!) в Сети творческих учителей. Педагоги из разных регионов России не только обсуждают методические материалы и учатся друг у друга, но и реализуют совместные проекты. «Мы с детьми не можем просто так уехать в другой регион за искомыми материалами – архивными, пробами почв. Зато посредством Всемирной сети я могу с коллегами создать замечательный целостный проект, причем Интернет и книги такие результаты не дадут», – радуется Инна Черенкова. Кстати, на конкурсе «Учитель года» пространство «Ноу-хау» значительно расширилось. И проектная деятельность получила новое дыхание.
Николай БЕЛОЗЕРОВ. Фото Александра БАНЬКОВА
Марианна ГОЛОВИНОВА. Фото Михаила ТРИЛЕССКОГО
Комментарии