search
main
0

С учетом своих интересов

Развитие компетенций и профессиональное самоопределение

Для осуществления эффективной профориентационной работы в школе очень важна выстроенная и стабильно функционирующая структура, нацеленная на важный аспект – формирование креативного и критически мыслящего человека, владеющего основами научных методов познания, мотивированного на творчество и инновационную деятельность, готового к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной деятельности. А самое главное – подготовленного к осознанному выбору своей будущей профессии.

Ранняя профориентация с последующим профильным и предпрофессиональным образованием обладает потенциалом для расширения возможностей выпускника в профессиональном самоопределении и успешной социализации.

Работая над системой проф­ориентационной работы в школе «Свиблово», мы понимали, что профильному обучению в старших классах должна предшествовать мягкая профориентация уже с дошкольного и начального уровня образования – это тот период, когда у детей формируются представления о профессиях родителей и о самых популярных профессиях – врача, учителя, бухгалтера, кассира, продавца. На этом этапе ребята с большим удовольствием готовятся и принимают участие, занимая призовые места в чемпионатах профессионального мастерства KidSkills.

На уровне основного общего образования школьная система профориентации значительно расширяется благодаря уникальным проектам Департамента образования и науки города Москвы «Юные мастера» и «Профессиональное обучение без границ».
Ученики 5‑9‑х классов получили возможность формировать технологическую грамотность, критическое и креативное мышление, знакомиться с прорывными компетенциями и профессиями будущего на профильных площадках, мастерских и лабораториях колледжей города. Сегодня мы наиболее тесно и эффективно сотрудничаем с колледжем связи №54 имени П.М.Вострухина, Колледжем современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф.Панова, Колледжем железнодорожного и городского транспорта. Ежегодно наши девятиклассники получают удостоверения об освоении основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих. Кроме того, школа «Свиблово» входит в университетский образовательный округ, соседствуя с НИУ ВШЭ, МГПУ, МПГУ, РГГУ, РТУ МИРЭА, НИТУ МИСиС, МФТИ, МГСУ, РХТУ имени Менделеева, РУТ (МИИТ), сотрудничает с высокотехнологичными предприятиями: ГК «Росатом», НИЦ «Курчатовский институт», ОАО «Русгидро», АО «Концерн радиостроения «Вега», ОАО ВПК «НПО машиностроения».

Сегодня школа оснащена высокотехнологичным и цифровым оборудованием лабораторно-технологического комплекса «IT-Полигон», инженерного класса, учебных лабораторий естественно-научной направленности, компьютерами и интерактивными панелями, что, естественно, привело к активному включению методов проектно-исследовательского и практико-ориентированного обучения и качественного изменения образовательной программы на основе профильного и предпрофессионального подхода основного общего и среднего общего образования.

Ученики разрабатывают индивидуальные проекты – занимаются робототехникой, электроникой, решением нестандартных физических и математических задач, программированием и графическим конструированием. Весь процесс курируется профессионалами своего дела – опытными педагогами, которые сами постоянно знакомятся с новыми аспектами инженерных специальностей. Школа находится в постоянном поиске современных образовательных решений, уже созданы цифровая физическая лаборатория и мастерская 3D-моделирования. Обучающиеся приобретают профессиональные навыки, необходимые в будущей инженерной карьере, а именно умение работать с 3D-принтером, владение программами компьютерной графики в Adobe Photoshop, Adobe Illustrator.

В феврале 2020 года ребята достигли конкретных результатов. Четверо десятиклассников подписали отложенные трудовые договоры с индустриальным партнером технопарка «Кулибин-Про» – компанией «ООО «ЭМ ЭНД ТИ ПРОД». Школьники защитили проекты по направлению «Компьютерная графика» и «Интернет вещей». Отложенный договор гарантирует выпускникам трудоустройство, после того как они получат диплом колледжа или вуза, а также они смогут проходить практики и стажировки на предприятии в процессе учебы.

В рамках московского городского проекта «Новый педагогический класс» доступно углубленное изучение русского и английского языков и обществознания. В процессе обучения в педагогических классах у школьников формируются педагогические компетенции, такие как психология, педагогика и социология. Им доступны дополнительные курсы по выбору: «Психология общения», «Риторика», «Социальное проектирование». Теоретические знания отрабатываются старшеклассниками на социальной практике в школах, приютах, учреждениях культуры. Также налажен постоянный обмен опытом между педагогами школы и учениками. Учащиеся непосредственно могут изучить организацию педагогического процесса, перенять опыт старших наставников. Для подготовки ребят к поступлению в вузы школой организуются совместные занятия с учеными, преподавателями, студентами вузов. В рамках формирования профессиональных компетенций школьники принимают участие в олимпиаде «Умения XXO века», в городской научно-практической конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности».
Педагогическим партнером данного направления стал Московский городской педагогический университет.

В марте 2021 года прошло два специальных мероприятия для учащихся. Обсуждение «Актуальные проблемы защиты прав человека» было направлено на формирование правовой культуры. Ученики изучили Конституцию Российской Федерации и гражданско-правовые нормы. На круглом столе «Проблемы и трудности популяризации волонтерских движений в школьной среде» обсудили перспективы развития волонтерского движения среди обучающихся и создания социальных проектов школьниками. В мероприятии приняли участие представители Мосволонтера, МГПУ, российских студенческих отрядов, педагоги школы «Свиблово».

В 2021‑2022 учебном году запустится проект «Медиакласс в московской школе». В новом учебном году ученики будут развивать медиаграмотность и готовиться к работе в медиаиндустрии. Партнеры программы: МГИМО, МГУ имени М.В.Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН. У учеников будет возможность пройти практику в медиакомпаниях и СМИ. По выбору доступны спецкурсы «Бизнес в медиасфере», «Эффективные коммуникации», «Риторика», «Блогинг», «Основы издательского дела», «Медиатуризм» и др. В рамках внеурочной деятельности учащиеся смогут принять участие в Фестивале школьных СМИ от МГУ имени М.В.Ломоносова, конкурсе «Классный подкаст» от ИОН РАНХиГС, профориентационных соревнованиях для школьников «Медиатон» от РГУ имени А.Н.Косыгина и пройти мастер-классы от МПГУ.

Благодаря раннему погружению в профессиональную деятельность у учащихся формируются осознанность и самостоятельность. Они понимают, с какими проблемами могут столкнуться во взрослом мире, становятся более психологически устойчивыми к возможным трудностям будущей карьеры. Педагогический состав делает все, чтобы школьники правильно выбрали свое профессиональное направление в будущем.

Система профориентации, созданная в школе, сопровождает наших ребят на протяжении всего времени обучения, направлена на формирование у учащихся осознанного выбора профиля обучения на уровне среднего образования и дальнейшего выбора профессии. После окончания школы 100% наших выпускников успешно поступают в вузы и колледжи, что является логическим завершением процесса выбора профессии с учетом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда.

Ирина КОРОЛЕВА, заместитель директора школы «Свиблово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте