search
main
0

С учетом своего призвания. От новых образовательных технологий – к новым результатам

​24 августа 2016 года в ходе заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию были определены пять приоритетных проектов в области образования: «Современная образовательная среда для школьника», «Развитие инфраструктуры дополнительного образования детей», «Современная цифровая образовательная среда», «Рабочие кадры для передовых технологий», «Вузы как центры пространства создания инноваций».

В Правительстве РФ ведется разработка паспортов приоритетных проектов, которые определят требования к их реализации, структуру и степень востребованности.Название проекта – «Рабочие кадры для передовых технологий» –  предполагает обеспечение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных профессиональных стандартов, в том числе международных, обеспечивающих применение передовых технологий. Это, безусловно, потребует изменения технологической платформы, форм и методов подготовки кадров, обеспечения требуемого профессионального образования.Перед началом нового учебного года мэр Москвы Сергей Собянин определил стратегию столичного образования на ближайшие годы, в том числе и в сфере подготовки современных специалистов всех уровней. О том, что уже сделано и будет сделано в этом направлении, и о перспективах развития мы поговорили с директором образовательного комплекса «Юго-Запад» Сергеем МАДИЛОВЫМ.- Сергей Павлович, сегодня в Москве 12 образовательных организаций, реализующих наряду с программами общего образования еще и профессиональные программы. Вы уже много лет являетесь директором такого крупного образовательного комплекса. Расскажите, пожалуйста, об образовательной организации.- Создание подобных комплексов было продиктовано возрастающими требованиями экономики города к новому технологическому укладу, ибо только подобные образовательные организации наиболее быстро могут менять содержание образования, формат обучения с учетом потенциала ребенка, его желаний, стремлений на раннем этапе определить свою дальнейшую траекторию образования и трудовой деятельности, наиболее точно спроектировать вклад в общество с учетом своего призвания.Сегодня в нашем комплексе образовательная деятельность ведется в 11 подразделениях, расположенных на территории Юго-Западного, Троицкого и Новомосковского административных округов. Действительно, мы одни из немногих, кто реализует практически все виды образовательных программ, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием для взрослого населения столицы. Ежегодно в стенах образовательного комплекса «Юго-Запад» проходят обучение свыше 3500 человек по основным образовательным программам и еще столько же по программам профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.- Каково ваше мнение о создании таких холдингов в столице и какие преимущества вы выделили бы в такой образовательной структуре?- На мой взгляд, преимущества такой интеграции очевидны: объединение кадровых, материально-технических, методических ресурсов разных уровней дает возможность разрабатывать такие образовательные программы, которые позволят на выходе получить высокие образовательные результаты. Сегодня московский родитель, отдавая своего ребенка в дошкольное отделение образовательного комплекса, уже может увидеть перспективу его развития, возможные образовательные траектории, разнообразные профили обучения, в том числе формирующие мотивацию к получению будущей профессии.В нашем образовательном комплексе помимо общеобразовательной подготовки реализуются и профессиональные образовательные программы. Это еще один большой плюс для наших ребят. Школьники получают возможность осваивать предметы в специализированных лабораториях и мастерских, выполнять практико-ориентированные проекты от идеи до готового изделия, получать при выпуске из комплекса не только аттестат, но и свидетельство о рабочей профессии.Как известно, за последние годы появились десятки новых профессий, и количество их будет постоянно расти. Именно в кооперации образовательных программ, образовательных ступеней можно сформировать и способность работать в команде, организациях разного типа, выполнять свою часть общей задачи, направленной на конечный результат, а это ключевая социальная компетенция, которой мы должны обучить.Такие практические навыки сегодня необходимы каждому человеку не только для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, но и для жизни.В середине сентября этого года руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Калиной перед педагогическим сообществом города в качестве одной из основных задач на 2016-2017 учебный год была определена реализация проекта комплексной интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на основе межпредметности (конвергенции) для достижения учащимися новых результатов в современном мире.- Готов ли образовательный комплекс «Юго-Запад» к реализации поставленной задачи?- Еще в прошлом учебном году на педагогическом совете 30 декабря 2015 года была утверждена программа инновационного развития образовательного комплекса на 2016-2018 годы. В основе программы заложены концептуальные принципы развития непрерывного образования:- партнерство, которое предполагает консолидацию возможностей всех социальных и экономических партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия их потенциалов, подчинение интересов партнеров задачам городского хозяйства;- целостность как единая стратегия скоординированного развития непрерывного профессионального образования, которая достигается на основе баланса интересов всех участников образовательного процесса;- саморазвитие, которое определяет уровень самодостаточности системы непрерывного образования в образовательном комплексе, наличие внутренних источников ее роста, способность адаптироваться к изменениям рынка труда.Эта программа согласована с управляющим советом. Позволю себе процитировать: «Разработка конвергентных программ будет осуществляться на основе методологических функций с привлечением всего педагогического коллектива, опираясь на имеющиеся практические результаты дошкольного, общего и среднего профессионального образования, с привлечением профильных кафедр вузов (МГУ, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина и других ведущих вузов)».И не случайно Департамент образования ставит перед московскими школами задачу разработки конвергентных (межпредметных) образовательных программ, потому что ученик знающий – это еще и ученик умеющий, способный применить свои знания на практике и быть готовым к жизни в современном мире. А подготовить такие кадры можно только с применением сетевого взаимодействия, новых инструментов кооперативного образования. Для этого в столице имеются все возможности.Московские школы и колледжи сегодня – это открытое образовательное пространство. Сегодняшние ученики давно вышли за пределы своих образовательных организаций, активно используют при обучении социокультурные ресурсы столицы, имеют возможность знакомиться с профессиональным образованием в рамках проектов «Университетские субботы», «Профессиональная среда» и многих других, обеспечивающих результативность совместной работы.В последнее время мы активно работаем со школьниками других образовательных организаций, привлекаем их в свои кружки технического творчества, проводим мастер-классы, семинары, молодежные конференции, даем возможность школам реализовывать образовательную область «Технология» в наших современных лабораториях и мастерских.На сегодняшний день в образовательном комплексе 49 лабораторий по общеобразовательным и специальным дисциплинам, 24 компьютерных класса, 21 производственная мастерская, 5 учебных полигонов, 8 библиотек. Это позволяет нам стать технополисом, где сконцентрированы современные технологии, методики и материально-техническая база. Это дополнительный шаг и стимул для введения новых форм работы с учащимися, расширения сферы привлечения к этой работе взрослого населения.В прошлом учебном году на нашей базе совместно с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова мы открыли Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Территория успеха». Он оснащен современным оборудованием для 3D-моделирования. Здесь мы планируем обучать будущих конструкторов, инженеров, изобретателей, технологических предпринимателей. Учебный процесс основан на взаимодействии трех сторон: учеников, учителей и будущих работодателей. Многие из преподавателей и аспирантов МГУ согласились взять шефство над конкретными лабораториями и успешно работают с детьми.А начало этой работы осуществляется в виде игры для воспитанников самого младшего возраста. Как мы знаем, специфика детской психологии такова  (это мы видим на примере дошкольников нашего образовательного комплекса), что каждый объект, с которым ребенок подолгу взаимодействует, становится для него инструментом обучения. Не исключено, что, увидев новые технологии в действии, ребенок захочет научиться их создавать.В рамках проекта «Московская смена» в прошлом году свыше 700 московских школьников участвовали в мастер-классах, организованных в наших мастерских, лабораториях и в ЦМИТ, где могли самостоятельно изготавливать небольшие изделия, макеты, игрушки.Еще один интересный проект реализуется с другим нашим партнером – Российским государственным университетом нефти и газа имени И.М.Губкина. Это  практико-ориентированная олимпиада по химии для школьников 8-11-х классов. 362 учащихся из 51 школы Москвы приняли в ней участие и смогли продемонстрировать свои практические навыки в лабораториях образовательного комплекса и вуза.Хочу также заметить, что к работе с детьми привлечены преподаватели и образовательного комплекса, и вуза, студенты и аспиранты. Кроме того, достигнута договоренность о том, что студенты химического факультета МГУ будут получать профессиональную квалификацию в ходе освоения программ профессиональной подготовки в наших мастерских и лабораториях, одновременно работая с нашими детьми.- В составе образовательного комплекса роль колледжа возросла или осталась прежней? Не потеряли ли вы при объединении профессиональную школу?- Возьму на себя смелость сказать, что коллектив образовательного комплекса приобрел больше, чем ожидалось. Не скрою: процессы объединения не всегда носили ровный и спокойный характер – образовательные организации дошкольного и общего образования с некоторой опаской входили в единый коллектив, а наш коллектив с не меньшей опаской приступал к новому формату работы. Но эти сомнения постепенно уходили, благодаря тому что каждое структурное подразделение стало более предметно видеть плюсы нашей совместной работы. А плюсы таковы, что мы готовим специалистов по самым современным инженерным направлениям: радиоэлектроника, компьютерные системы, технология машиностроения, автомобильный транспорт, химические технологии и полимерные материалы. Большинство наших профессий и специальностей вошли в Топ-50 профессий, востребованных экономикой. Сегодня уже больше половины наших обучающихся – это студенты, осваивающие программы среднего профессионального образования, и родители почувствовали, что их дети ближе стали к будущей профессии и будущей работе.В связи с присоединением к Москве Троицкого административного округа в составе образовательного комплекса «Юго-Запад» появилось территориальное структурное подразделение «Троицкое». Хотя город Троицк – это серьезный научный центр, но в нем существует большая проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Для решения этой проблемы создан Общественный совет городского округа Троицк по развитию профессионального образования и подготовке квалифицированных кадров, который возглавляет Владимир Евгеньевич Дудочкин – глава городского округа, председатель Совета муниципальных образований города Москвы. На заседаниях совета рассматриваются самые актуальные вопросы подготовки кадров с участием руководителей НИИ, работодателей и органов власти. Хотя образовательный комплекс «Юго-Запад» полностью выполняет план набора обучающихся, вместе с тем это не покрывает нужд городской экономики. Потому работа в городском округе Троицк будет в образовательном комплексе одной из приоритетных.- Да, действительно, сегодня все большую популярность приобретает инженерное образование, идет активная пропаганда рабочих профессий, в том числе посредством проведения международных чемпионатов WorldSkills, JuniorSkills и других. Затронули ли эти веяния вашу образовательную организацию?- Каждый руководитель в наше время понимает, что если нет независимой оценки уровня обучающегося и выпускника, то определить качество образования очень сложно. Такой независимой оценкой являются различные конкурсы – Абилимпикс, WorldSkills, JuniorSkills и другие.Наши ребята не только участвуют в этих конкурсных движениях, но и образовательный комплекс сам является площадкой для проведения конкурсных мероприятий, а наши преподаватели и мастера производственного обучения прошли подготовку и являются экспертами WorldSkills разного уровня. Подобного рода конкурсы – это хорошее повышение квалификации и студентов, и педагогов. Студент нашего комплекса Максим Круглов вошел в состав национальной сборной по компетенции «Кузовной ремонт». Это серьезная оценка нашей работы.Наш комплекс много лет осуществляет подготовку ребят с ограниченными возможностями здоровья. Замечательно, что такие ребята теперь могут участвовать в серьезных соревнованиях. В прошлом году мы впервые принимали участие в Международном чемпионате профессионального мастерства Абилимпикс в компетенции «Парикмахерское дело», и дебют был удачный. Наш студент занял 3-е место на международном чемпионате, который проходил во французском городе Бордо, и завоевал первую медаль для сборной России.В прошлом году при поддержке Департамента образования города Москвы прошел эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации выпускников среднего профессионального образования в формате WorldSkills. С этого года мы поставили себе цель провести такую аттестацию не выборочно, а в обязательном порядке для всех выпускников. Это своего рода ЕГЭ для наших ребят и независимая оценка работы коллектива образовательного комплекса. Ну а сертификат WorldSkills станет существенным вкладом в портфолио наших выпускников.Буду откровенным: мы еще не достигли таких результатов, которые должны были быть у образовательного комплекса при наличии наших высококвалифицированных преподавателей, серьезной технологической базы. Но именно над этим мы сейчас работаем.- Сегодня в Москве введена система рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование. Каково ваше мнение по поводу этой системы?- Считаю, что система оправданна, она доказала свою жизнеспособность и необходимость. В этом году мы вошли в Топ-500 образовательных организаций города Москвы. Не могу сказать, что я доволен этим результатом. Мы провели серьезный анализ работы каждого структурного подразделения, выявили наши слабые места, проанализировали деятельность педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. На основании анализа рейтинговых показателей мы сумели понять, какие направления работы у нас организованы неэффективно, над чем надо еще работать. В любом случае повторюсь: открытая независимая система оценки результативности деятельности организаций – это хороший инструмент как для руководителей образовательных организаций, так и для родителей, выбирающих учебное заведение для своих детей.- Сергей Павлович, какие основные направления работы будут осуществлены в образовательном комплексе в этом году?- В этом году мы будем реализовывать очень интересные проекты, направленные на выполнение программы инновационного развития образовательного комплекса. Уже сейчас мы вводим предметную систему обучения в начальной школе, создаем профильные классы, для которых активно используем ресурсы среднего профессионального образования, реализуем систему комплексного проектирования, когда проект является не только межпредметным, но и совместно выполняется воспитанниками и обучающимися разных ступеней. Мы создаем единые кафедры с вузами и работодателями, помогающие нам совместно формировать содержание образования и тем самым сократить дисбаланс между уровнем подготовки выпускников и ожиданиями потребителей. И еще очень много важного нам предстоит сделать в этом году. Наше образование должно выйти за рамки учебного заведения и стать «образованием через всю жизнь».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте