Пандемия коронавируса обнажила многие образовательные проблемы, которые условно можно сгруппировать относительно двух основных блоков.
Первый из них касается перехода системы образования в режим дистанционного обучения. Здесь возникает очень много чисто технических вопросов, связанных с устойчивостью и пропускной способностью связи, обеспеченностью семей компьютерной техникой и ее доступностью для учебной деятельности ребенка, домашними условиями – наличием личного пространства, позволяющего ребенку сконцентрироваться на учебных занятиях в соответствии с расписанием, и так далее. Кроме того, сразу обнажились проблемы, связанные с методической подготовкой учителей к дистанционному обучению, эффективностью обучения в онлайн-режиме, социально-психологическими перегрузками учителей и учащихся и многим другим.
Второй блок связан с вопросами, касающимися ЕГЭ. Здесь предлагаются как радикальные решения (вообще отменить итоговые испытания, аттестовать детей по среднегодовым баллам по предметам и тому подобное), так и более умеренные, связанные просто с перенесением сроков сдачи ЕГЭ. Именно перенесение сроков и является официальной позицией руководства системы образования на сегодняшний день. В этой связи принимаются меры по поддержке учащихся: выпускаются специальные пособия для самоподготовки школьников к сдаче госэкзамена, интенсифицируются занятия в режиме онлайн для выпускников школ и так далее.
Между тем практически не обсуждаются управленческие вопросы, связанные с поддержкой когорты учащихся, оканчивающих в этом году школу. Понятно, что подавляющее большинство из них ориентированы на поступление в вузы. И именно в этой связи для них значим вопрос о ЕГЭ. Учитывая стратегическое значение для будущего страны системы высшего образования, поскольку именно от него зависят перспективы ее технологического и социокультурного развития, крайне важно рассматривать нынешнюю когорту выпускников школ наряду с представителями малого бизнеса и работниками определенных отраслей как особую целевую группу, оказавшуюся в кризисной ситуации. Позволю себе высказать ряд соображений по этому поводу.
Понятно, что результаты сдачи ЕГЭ, если проводить его так же, как это было раньше, будут в этом году существенно ниже. На это, безусловно, окажет влияние не только переход на дистанционное обучение, но и ухудшившееся материальное положение многих семей, которые вынуждены сейчас отказываться от услуг репетиторов по подготовке к ЕГЭ. Следовательно, вузам надо пересмотреть те баллы ЕГЭ, которые были ориентирами для них в последние годы, и снизить их.
В нынешней кризисной ситуации, когда планируются дальнейшее снижение жизненного уровня и рост безработицы, многие семьи не смогут позволить себе оплачивать обучение своих детей в вузе на внебюджетной основе. Поэтому было бы целесообразно увеличить число бюджетных мест в вузах на то количество внебюджетных мест, которое было ими предоставлено в 2019 году.
Сверх этого должны быть предоставлены беспроцентные кредиты для обучения на внебюджетной основе, а также предусмотрены существенно более мягкие сроки по их погашению.
Подобные меры государственной поддержки не только поспособствуют экономическому развитию России при выходе из кризисной ситуации, но однозначно будут иметь позитивное значение для достижения согласия, доверия и социальной солидарности.
Владимир СОБКИН, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, доктор психологических наук
Комментарии