search
main
0

С точностью до наоборот? Реформы должны улучшать систему образования, а не ухудшать ее

Пять лет назад губернаторы, чиновники, представители образовательного и бизнес-сообщества уже собирались в Георгиевском зале Кремля, чтобы обозначить проблемы и определить пути развития образования. По итогам заседания были приняты поручения правительству, Администрации президента. Поэтому недавнее заседание Госсовета под тем же названием с полным правом можно считать проверкой домашнего задания: что сделано, какие уроки не выучены и в «какую сторону» развиваться отечественному образованию в следующую пятилетку?

СтатфактМанифест об образовании Государственного совета был издан 1 января 1810 года. Статус высшего законосовещательного учреждения Российской империи Госсовет сохранял вплоть до прекращения своего существования в 1917 году. Заново он был образован только в 1991 году Президентом СССР Михаилом Горбачевым и просуществовал всего несколько месяцев – до распада Советского Союза.Действующий Госсовет образован Президентом России Владимиром Путиным 1 сентября 2000 года. Как это уже было в отечественной истории, нынешний Госсовет – совещательный орган при главе государства.Заседания по вопросам особого государственного значения проводятся четыре раза в год. На столь высоком уровне «О развитии образования в Российской Федерации» говорили дважды – 29 августа 2001 года и 24 марта 2006-го.

Из прежнего состава выступавших на трибуну вновь вышли глава Республики Карелия Сергей Катанандов и мэр Москвы Юрий Лужков. Как руководитель рабочей группы президиума Госсовета Сергей Леонидович и на этот раз был основным докладчиком. Он признал, что многое из задуманного осталось не выполненным, а избранная стратегия модернизации затянулась на годы. В итоге так и не была создана система прогнозирования потребности в кадрах, не разработаны новые стандарты педагогического и инженерного образования, не приняты госстандарты школьного образования. Что удалось? Повысить доступность образования, сохранить единое образовательное пространство за счет введения регионального компонента, рассчитаться с задолженностью по зарплате. В числе «новых масштабных горизонтов» Сергей Катанандов назвал переход к обязательному среднему полному образованию, отраслевой системе оплаты труда и нормативному финансированию.

У тех, кому запомнились выступления на прошлом Госсовете Юрия Лужкова, Валентины Матвиенко (на тот момент зам. председателя Правительства РФ) и губернатора Орловской области Егора Строева, в марте этого года явно случилось дежавю. Проблемы августа 2001-го зазвучали в Кремлевском зале словно эхо. Ни тогда, ни сегодня московский мэр не смог получить ответа на вопросы, какие специалисты будут нужны России через 15-20 лет и имеем ли мы сегодня ясность в том, сколько нам нужно специалистов высшей квалификации в различных областях техники, химии, биологии, медицины, да и в самом образовании? Вновь возвращался Юрий Лужков к проблеме, озвученной Валентиной Матвиенко: «Количество детских садов за последние 10 лет снизилось практически в два раза», – и возмущался: «Детские сады распроданы, и нет возможности устроить туда детей!» Юрий Михайлович говорил в этот раз не менее эмоционально, но более кратко. Поводов все-таки стало меньше. ГИФО, например, идею внедрения которых он еще пять лет назад назвал сомнительной, по итогам эксперимента канули в Лету.

О том, как важны системы СПО и НПО, говорили на недавнем заседании Президент Путин, главы Калужской и Курганской областей Анатолий Артамонов и Олег Богомолов. Однако на фоне передачи с федерального на региональный уровень финансирования многие колледжи и училища оказались под угрозой закрытия. А ведь именно СПО и НПО прочили на прошлом Госсовете счастливое будущее. «С учетом все возрастающей потребности в квалифицированных рабочих кадрах предстоит осуществить меры, – говорила в августе 2001-го Валентина Матвиенко, – по приоритетной поддержке ПТУ и техникумов, обеспечив как на федеральном уровне, так и в регионах опережающий рост их бюджетного финансирования».

Больную проблему озвучили тогда Егор Строев и теперь Владимир Путин. Правда, акценты ее решения за это время заметно сместились. «84 процента школ в Орловской области – малокомплектные. И эта картина типична для всей России», – говорил в 2001 году губернатор и называл основной задачей реформы образования «сохранение и развитие сети образовательных учреждений на селе», закрытие которых «приведет к гибели целых хозяйств и поселений». Не детей надо возить, уверял коллег Строев, а «информатику подтягивать в сельские школы». И спрашивал: «Почему в Голландии и Дании 70 процентов бизнеса делается на дому у компьютеров, а мы решили детей сселить с насиженных мест?» Через пять лет Владимир Путин ответил на этот вопрос весьма осторожно: «Содержание таких школ обходится очень дорого, а образование остается весьма на низком уровне». Однако, «решая эти сложные вопросы, мы должны руководствоваться особенностями регионов, территорий муниципалитетов».

В ближайшие перспективы заседавших посвятил министр образования и науки Андрей Фурсенко. ЕГЭ, подчеркнул он, «будет проводиться по единой для всех территорий схеме и станет центральным элементом общероссийской системы оценки качества образования. Реализация национального проекта «Образование» даст импульс системным изменениям в отрасли. За два года в половине регионов будут созданы условия для поддержки деятельности вузов, обеспечивающих наиболее острые кадровые потребности региональных программ развития. К 2007 году все региональные образовательные системы перейдут на подушевой принцип финансирования, а к 2008-му – на новую, более эффективную систему оплаты труда. В 2007 году в 60 процентах школ появятся попечительские и управляющие советы. Наконец, к концу 2006 года каждая пятая, а к концу 2007-го каждая четвертая школа станет широко использовать информационные технологии в образовательном процессе».

Подводя итоги Госсовета, Владимир Путин высказал очень важную мысль: «Внедрение предлагаемых преобразований должно улучшать систему образования, а не ухудшать ее», «действовать нужно очень аккуратно». И хотя в тот момент президент говорил о внедрении нормативно-подушевого финансирования, хочется, чтобы эти слова принимали как руководство к действию те, от кого зависит то самое развитие образования, о котором два с лишним часа говорили в Георгиевском зале.

После заседаний Госсовета обязательно публикуются поручения правительству и Администрации Президента РФ. Логично, что их формируют по итогам наиболее конструктивных предложений. И отнюдь не логично, что они так легко забываются. Одно из поручений правительства после заседания Госсовета августа 2001-го предписывало «проработать вопрос о целесообразности предоставления отсрочки от призыва на действительную военную службу выпускникам учреждений ВПО и СПО, получившим педагогическую специальность на время их работы в учреждениях общего и начального профобразования, в детских домах и интернатах». Такие отсрочки педагогам сельских школ, пусть на время, но действительно, решают проблему дефицита кадров в провинции, работают на повышение качества и в итоге доступности образования. Это как раз те приоритетные задачи, о которых говорил на последнем заседании Владимир Путин. Однако в ближайших планах депутатов Госдумы стоит вопрос… об отмене отсрочки от призыва для сельских педагогов.

Кто объяснит президенту, почему решения Госсовета иногда выполняются с точностью до наоборот?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте