search
main
0

С точки зрения учителя

В гимназических классах столичной школы-гимназии N 1106 идет углубленное изучение четырех иностранных языков, факультативные занятия по различным предметам ведут педагоги из вузов. Как добиться, чтобы уроки по ОБЖ не затерялись среди других предметов, сделать их интересными, а главное, полезными для школьников? Об этом – наш разговор с преподавателем Владимиром ЧЕТВЕРИКОВЫМ.

– Владимир Егорович, нравится ли ученикам ОБЖ?
– В гимназических классах у нас очень основательно дают знания по различным предметам. У большинства юношей негативное отношение к службе в армии. Единицы после 11 классов попадают на военную службу или в вузы Минобороны. Поэтому и стараюсь “не съехать” на “чистую” начальную военную подготовку, о чем ратуют многие. К слову, педагогическое “одеяло” курса ОБЖ пытаются “потянуть на себя” не только военные, но и ГИБДД, МЧС, медики, пожарные и т.д. Но опыт последних лет, общее мнение преподавателей, возрастающий интерес учащихся говорит о том, что надо решать более объемную задачу, и для этого в системе ОБЖ уже много сделано.
– Как же вы в обычной школе решаете ее?
– В нашей школе нет военного уклона. Я обычный и, наверное, типичный учитель ОБЖ. Поэтому изучение идет в соответствии с программой. Лишь в гимназических классах используем разработанный Методцентром ЮЗАО (Юго-Западного административного округа) межпредметный интегрированный модуль. Темы ОБЖ, такие как природные и техногенные катастрофы, экология, проблемы наркомании, здоровья и другие отрабатываются на уроках естественнонаучного цикла, физкультуры, права и других. Проводим научно-практические конференции, такие как, например, “Нефть – яблоко раздора”. Проблема рассматривается с точки зрения различных предметов, в том числе и ОБЖ.
– Но ведь детям, особенно в специализированных школах, “привязанным” к партам по 6-8 часов, хочется двигаться, что-то делать практически?
– Это понятно. Одной теорией навыки безопасности не привьешь. Хотя мы сильно зависим от программы, но 25% ее я могу менять, поэтому вношу элементы действия, практики при любой возможности. Итог – пятидневные сборы с учащимися 10-х классов в июне.
– Как они прошли?
– Провести их в виде лагерного сбора при воинской части не удалось. Не все родители готовы отпустить своих чад в “эту ужасную армию”, да и воинского коллектива готового нас принять не нашлось. К сожалению, это типично для Москвы. Поэтому первый день наши мальчишки проходили подготовку при базовой школе N794 в Ясенево, изучали оружие и боеприпасы по макетам, плакатам, а иногда и “на пальцах”. Увы, даже объединившись, учителя ОБЖ не обладают достойным арсеналом и учебной базой.
Во второй день на военной кафедре института стали и сплавов, где готовят офицеров-танкистов запаса, ребята знакомились с бронетехникой. Третий день – практические занятия по школам. Четвертый – знакомство с жизнью и бытом военнослужащих в мотострелковой бригаде. Девочки в это время занимались военно-медицинской подготовкой. В заключение – зачеты по предмету и стрельбы.
– А где учите стрелять?
– В подвале школы оборудован тир. Когда-то он был создан для стрельбы из малокалиберного оружия, с мишенным полем, вентиляцией и звукоизоляцией. Но во время разгрома начальной военной подготовки все было уничтожено, место заняли кооператоры. Возрождение началось в последние годы, правда, стреляем только из пневматического оружия. Использую свой армейский опыт (а стрельба – мой конек). Восстановили тир и активно его используем. Есть стрелковая секция, которой я руковожу.
– Как удается активизировать внимание учащихся, добиться твердых навыков, понимания важности предмета? Ведь не секрет, что отношение к ОБЖ у детей различное…
– Думаю, одинаково любить и ценить более двух десятков предметов невозможно. Любители математики часто равнодушны к изучению языков, пестики и тычинки на уроках биологии угнетают почитателей физкультуры, классики литературы не волнуют увлеченных физикой. Этого бояться не надо. А вот подобрать материал и выстроить урок так, чтобы дремать некогда было – наша задача. Жаль, что учебная база преподавателя ОБЖ слабовата. Это ограничивает учителя. Раньше предприятия города помогали в строительстве полосы препятствий, тиров. Теперь этого нет, все делаем своими руками и средствами. Но зато пришли на помощь компьютерные технологии, фильмы. Показываю на уроках даже мультфильмы по тематике ГО и ЧС. Они смешные, а значит, запоминающиеся.
Практикую и создание фильмов учащимися. По определенной теме в течение года они записывают на видеомагнитофон телепередачи, затем защищают проект. Это своеобразный экзамен перед всем классом. Тематика может быть разнообразной: катастрофы и аварии, поведение на дорогах, медицина, армейский цикл и т.д. Таким образом, создается базовая видеотека. Очень хорошо себя зарекомендовали диспуты по актуальным вопросам: “Опасность религиозных сект”, “Наркомания”, “Национализм и национальный вопрос”, “Терроризм”.
– В вашем классе мини-музей – и военные реликвии и, как и положено географу, сувениры со всего мира…
– Многое привнесли сами ребята. Вот, например, пробитая пулей солдатская каска – память об обороне Москвы в 1941 г. Знамена, флаги, штандарты вышиты руками девочек, а сувенир – кусок брони крейсера “Аврора” – подарок от друзей из Санкт-Петербурга.
Наша школа носит имя историка Николая Карамзина, расположена на проспекте его имени. Неподалеку усадьба Остафьево, где он жил и работал. Много лет у нас действует Карамзинский музей. Сейчас помещение музея реставрировано в стиле XIX века. В нем – пианино, библиотека с книгами по истории, культуре, искусству, технические средства обучения. Проводятся экскурсии на четырех языках.
– Вы упомянули Карамзина, а ведь есть Бородино, Дубосеково и много других мест, отмеченных историей…
– Мы используем их для экскурсий, но, каюсь, явно недостаточно. Тому есть и объективные причины. Впрочем, иногда помощь детскому дому или приюту, которую мы с ребятами оказываем, дает нашим детям не меньший заряд патриотизма, доброты, ответственности.
– Не утихают споры вокруг ОБЖ, необходимости этого предмета. Какие вы видите здесь проблемы?
– Безусловно, он нужен. И все больше учащихся отдает ему предпочтение на выпускных экзаменах. А проблемы…. Думаю, главное – достойная оплата педагогам и внимание руководства. Ставка учителя ОБЖ высшей категории в Москве – 2,5 тысячи рублей. Не хватает молодых, энергичных, увлеченных, деятельных педагогов-мужчин. А они нужны как воздух. Ребята потянутся к ним. И это сразу скажется на отношении к предмету. С одним из таких педагогов – заместителем директора школы Александром Коптевым, руководителем военно-исторического поискового клуба “Каскад”, мы готовим туристический поход школьников на Кавказ. Там на практике будут отработаны навыки безопасной жизнедеятельности, не будет забыта и военно-патриотическая тема.

Беседу вел
Виктор ЕВДОКИМОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте