В начале октября в столице стартовал Московский технологический марафон, организованный ТемоЦентром в рамках проекта «Школа Новых Технологий». Это уникальный IT-проект для школьников и студентов первых и вторых курсов колледжей, основная цель которого – развитие у участников навыков, востребованных в различных сферах городской жизни и связанных с цифровой экономикой.
ТехноЛОГИЧНЫЙ IT-проект
В этом году марафон проходит по семи направлениям: «Дизайнотон», «Дататон», «Кибертон», «Роботон», «Сетевые технологии», «Электроника и программирование микроконтроллеров» и «Хакатон». В этом сезоне в рамках проекта участникам предстоит освоить навыки работы с большими данными, научиться конструировать электронные компоненты устройства и управлять ими с помощью программного кода, а также, например, создать собственное игровое и образовательное приложение.
– Проекты ШНТ для школьников – это отличная возможность научиться работать в команде, чего сейчас очень не хватает современным подросткам. Ребята раскрывают свои творческие способности, учатся делегировать полномочия, находить компромиссы и оптимальные решения. Московский технологический марафон позволяет попробовать себя в качестве разработчиков, программистов, тестировщиков, конструкторов и выбрать свое. Я три года наблюдаю за участием наших ребят в проекте, как выстраивается их образовательная траектория, осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, и это, я считаю, очень важный результат всей работы команды «Школы Новых Технологий», – говорит Татьяна Тимошкина, педагог-психолог школы №2127.
Программа марафона в новом сезоне существенно преобразилась – участники могут приобретать знания, используя различные форматы: проходить дистанционный курс, проверять свои знания с помощью тренировочных заданий, консультироваться с экспертами в рамках вебинаров и мастер-классов, а также попробовать свои силы и подтвердить освоенные навыки на квалификационных испытаниях.
– Московский технологический марафон открывает для школьника большие возможности. Участвуя в проекте, ребята приобретут навыки, востребованные цифровой экономикой города. Совместно с партнерами из ведущих IT-компаний и вузов мы сформировали программу, которая включает перспективные и востребованные направления IT-отрасли. Сегодня у московского школьника есть возможность выбирать, пробовать, изучать и определять те сферы, где он хотел бы развиваться. Программа марафона разработана таким образом, что участники могут начать обучение с базового уровня, где происходит знакомство с направлениями, и в дальнейшем углублять свои знания на продвинутом уровне, – отмечает куратор проекта Анна Силаева.
Участие в марафоне дает возможность приобрести не только важные профессиональные, но и такие надпрофессиональные навыки, как развитие творческого и креативного мышления, генерация идей, основы проектной деятельности, работа в команде.
– Одно из направлений МТМ – кибертон – нас заинтересовало по нескольким причинам. Участие в мероприятии дало нам новый опыт решения задач в сфере информационной безопасности, а также много положительных эмоций. Привлекло и то, что задания готовились в сотрудничестве с именитыми IT-компаниями. Как мне кажется, активности такого формата имеют множество плюсов: это и подготовка в игровой форме специалистов в сфере информационной безопасности, и развитие серьезных IT-компетенций в целом, которые нам могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности, – уверен Иван Краснопольский, ученик 11‑го класса школы №1537, победитель Московского технологического марафона сезона 2019‑2020 годов.
– Начиная с 2012 года, с момента запуска проекта, на базе Университета МГТУ «СТАНКИН» функционирует Центр технологической поддержки образования. Ежегодно на его базе проходят обучение по дополнительным образовательным программам более 850 слушателей из числа учащихся московских школ, а общее количество участников мероприятий приближается к 1,5 тысячи школьников ежегодно, – говорит заместитель директора центра технологической поддержки образования МГТУ «СТАНКИН» Анатолий Никич. – Наша организация является партнером конкурса «3D БУМ» и на протяжении многих лет курирует номинацию «Умный дом», в рамках которой участники занимаются разработкой и моделированием устройств, позволяющих улучшить условия жизни человека.
– В 2020 году ЦТПО стал партнером двух масштабных конкурсов – IT-марафона и Московского технологического марафона. В рамках МТМ мы курируем направление «Электроника», где участники занимаются программированием микроконтроллеров, управляющих различными устройствами. Стоит отметить, что такие конкурсы позволяют ребятам научиться на практике применять полученные знания и более осознанно подойти к выбору будущей профессии. Для школьников это уникальная возможность личностного роста, выбора своей траектории развития, получения передовых инженерных знаний и компетенций, – отмечает Анатолий Николаевич.
Идеи и инновации: развиваем инженерные способности
Уже ставшие традиционными инженерные конкурсы «3D БУМ» и «3D БУМ Junior» вновь распахнули свои двери в сентябре этого года. «3D БУМ» – это ежегодная площадка для идей, инноваций и роста инженерных компетенций дошкольников, школьников 1‑11‑х классов и студентов 1‑2‑х курсов колледжей.
Конкурс «3D БУМ» за шесть лет своего существования прошел большой путь. В первые годы участники разрабатывали свои проекты в программах 3D-моделирования, а воплощали их с помощью готовых решений – робототехнических наборов. Чуть позже у участников появилась возможность использовать аддитивные и субтрактивные технологии – ребята при помощи 3D-принтеров и фрезерных станков с ЧПУ изготавливали прототипы готовых изделий. На сегодняшний день у школьников для реализации своих идей есть возможность использовать все современные технологии. Например, в распечатанные на 3D-принтере корпуса изделий устанавливаются программируемые микроконтроллеры с целым спектром датчиков и исполнительных механизмов, позволяя в том числе использовать технологию интернета вещей. Помимо этого широко используются и технологии дополненной и виртуальной реальности, а также BIM-технологии.
– В конкурсе «3D БУМ» я уже 4 года, – рассказывает Антон Игнатов, учитель информатики школы №548. – С тех пор я не пропустил ни один конкурсный год, выступая в роли руководителя команд. Каждый новый проект – это не только работа с инженерными задачами, но и большой объем творческой работы. «3D БУМ» не просто конкурс по 3D-графике, он намного шире. В рамках проекта ученики могут почувствовать себя участниками настоящего конструкторского бюро, где четко распределены роли в команде. Ребята сами выбирают стратегию, ставят перед собой задачи и стараются решить их. Команда «Школы Новых Технологий» вместе с партнерами всегда на связи с детьми. Организовано знакомство не только с основами работы в 3D-графике, печати, микроэлектроники и с интернетом вещей, в рамках проекта проходят мастер-классы по командной работе, мастерству публичных выступлений и грамотному экономическому обоснованию проекта.
– Зачастую «3D БУМ» становится первым опытом публичного выступления вне школы, – отмечает Антон Игоревич. – Это помогает ребятам раскрепоститься и раскрыться, посмотреть на себя по-другому, пережить новые эмоции. Каждый новый проект в первую очередь позволяет учиться и мне у детей. Обмениваться с ними опытом, подглядывать свежие идеи и совершенствоваться, делиться своими впечатлениями от участия в конкурсе.
Оба конкурса – образовательные, поэтому участники не только решают поставленные перед ними задачи, но и проходят обучение. Это помогает ребятам на каждом этапе соревнования использовать все необходимые технологии и развивать инженерные навыки, а также оттачивать мастерство презентаций, чтобы в финале продемонстрировать экспертной комиссии свои достижения.
Уникальный конкурс для подростков 13‑18 лет реализует цепочку «школа – вуз – бизнес», которая обеспечивает школьникам и студентам колледжей доступ к новейшим технологиям, с одной стороны, и задает научное обоснование и исследовательскую перспективу – с другой.
– В отличие от всех технических конкурсов, с которыми я знаком, – рассказывает Олег Крылов, папа одного из участников конкурса прошлых лет, – «3D БУМ» не только оценивает детей, но и обучает их. Обучение проходит по различным направлениям. Технические навыки, умение работать в команде, искусство презентации, а затем применение этих знаний – это очень важно не только для выполнения проекта, но и для дальнейшего творчества и жизни. Мой сын участвовал в конкурсе дважды, и каждый раз с большим энтузиазмом. Все преподаватели от учебных заведений очень заинтересованы в передаче своих знаний и умеют зарядить положительной энергией. Сын всегда вспоминает участие в конкурсе с большой теплотой и ностальгией. Я считаю это очень важным, так как благодаря этому он уже определился с будущей профессией.
Получив задания, команды переходят к прохождению трехмесячных интенсивов, во время которых проходят обучение в рамках образовательной программы конкурса. Специалисты компаний – лидеров в сфере 3D- и IT-технологий знакомят школьников с последними разработками в области 3D-, виртуальной и дополненной реальности. Получив новые знания, ребята создают свои проекты. В подобном сотрудничестве происходит обмен опытом, знаниями и навыками между взрослыми и детьми. Опыт проектной деятельности и командной работы под руководством экспертов отрасли над продуктом, который потом может получить реальное воплощение, помогает выйти на совершенно другой уровень, когда не страшно покидать стены школы: есть приобретенные навыки работы в программных продуктах, есть отработанные навыки работы в команде.
Полученный ребятами опыт дает им возможность в дальнейшем совершенствовать свои проекты, например, во время участия в городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» и предпрофессиональных олимпиадах. Зачастую с наиболее интересными разработками вчерашние школьники выходят на свои первые курсовые работы в вузах.
– Очень важно, что конкурс «3D БУМ» идет не только в ногу со временем, предлагая своим участникам номинации по уже сложившимся современным направлениям развития техники, – считает директор ЦТПО Московского политехнического университета, кандидат технических наук, доцент кафедры «Машины и технология литейного производства», куратор выставочных проектов Science-Art Илья Вольнов. – Важно, что конкурсу присущ дух инноваций, который выражен в поддержке нового и только формирующегося направления «Искусство технологии (Science-Art)». Здесь творчество ребенка проявлено в полноте – целостности и единстве, – сложенной из частей научного, технического и художественного творчества. В этих условиях формируется человек, способный работать практически с самой сложной из всех созданных систем – с культурой.
Проектное мышление, конструирование и моделирование: изучаем основы с раннего возраста
Ознакомиться с актуальными технологиями современного цифрового производства, научиться работать в программах по 3D-моделированию и дополненной реальности, а также приобрести навыки конструирования, прототипирования и презентации своих проектов – все это дошкольники и учащиеся 1‑5‑х классов могут в рамках ежегодного проекта «3D БУМ Junior».
Конкурс был организован три года назад для совсем маленьких ребят с целью ознакомить их с инженерными профессиями. Дети в возрасте от 5 до 12 лет знакомятся с актуальными технологиями современного цифрового производства, учатся презентовать свои проекты. Соревнование способствует развитию у ребят проектного мышления, помогает научиться моделировать и конструировать, реализовывать свои идеи с помощью технического творчества.
Ребята могут выбрать одну из номинаций, охватывающих различные области – от автоматизированных систем для строительства подземных коммуникаций, трансформации городской среды с использованием умных технологий, создания различных устройств, призванных улучшить жизнь человека, до создания аэрокосмической техники. Одна из самых интересных номинаций, которая есть в двух вышеназванных конкурсах, – «Дети – детям: создание 3D-пособий для слабовидящих детей». Важность ее в том, что юные инженеры вместе со взрослыми создают 3D-пособия для образовательного процесса, исходя из реальных потребностей школ, в которых обучаются дети с ослабленным зрением. Каждую работу рассматривает специальная экспертная комиссия, задача которой – оценить пригодность прототипа и провести его апробацию в условиях коррекционной работы.
Тесное сотрудничество участников конкурсов позволяет говорить, что «3D БУМ» не только развивает инженерные способности школьников, но и способствует формированию у них актуального знания рынка, навыков работы над проектом, предоставляет возможность попробовать ту или иную отрасль.
Благодаря взаимодействию образования, науки и производства стало возможным создать инженерную среду. Среду, в которой школьникам и педагогам предложены различные технологические и образовательные ресурсы, где они могут обучиться актуальным технологиям современного цифрового производства и в конце получить реальный проект!
– Уроки в школе дают только теоретические знания, – говорит студентка 2‑го курса МГТУ имени Н.Э.Баумана Екатерина Костенко. – Этого мало, для того чтобы хорошо знать ту или иную дисциплину. Поэтому я считаю, что участие в таких конкурсах дает нам именно ту практическую часть, которой не хватает в школе. Да, всего один конкурс. Но при подготовке проектов для нас были проведены различные мастер-классы, которые мы посещали. Это были и занятия по 3D-моделированию, где мы учились строить 3D-модель нашего будущего изделия. В дальнейшем, когда мы сдавали предпрофессиональный инженерный экзамен, нам очень пригодились эти навыки. На занятиях по дополненной реальности мы узнали, что это такое, на практике попробовали создать приложения по AR. Также для нас были проведены мастер-классы по искусству публичных выступлений. На занятиях по финансовой грамотности мы учились правильно заполнять канву Остервальдера и подсчитывать затраты на наш проект, чтобы сделать его бюджетным. Когда ты участвуешь в конкурсах, появляются азарт, желание не просто поучаствовать, а победить, поэтому все стараются взять от обучения как можно больше. Участие в «3D БУМе» – это интересно и познавательно.
Комментарии