День вулкана на Камчатке – один из ярких праздников, одинаково любимый и детьми, и взрослыми. Это и понятно, природа нашего края богата на экзотику. И остается только радоваться этому обстоятельству, что и подтверждают такие замечательные праздники, как День вулкана.
В этот погожий субботний день 14 августа на главной площади камчатской столицы жителей ожидали яркие шоу, мастер-классы для детей и, самое главное, соревнования юных вулканологов в управлении роботами- планетоходами. Красочные фотозоны на тему экологии и науки подчеркивали значимость сегодняшнего действа.
Камчатка в этом году в отличие от других лет отмечала День вулкана сдержанно, без массовых гуляний из-за ковидных ограничений. Упор был сделан на мастер-классы и демонстрацию детьми умения обращаться со сложной научной техникой.
Фотозоны на этом мероприятии были не только красивым фоном, но и серьезным напоминанием о том, что все мы в ответе за будущее планеты. Фото в пластиковой бутылке на дне океана с плавающими вокруг пакетами вместо медуз – отличная памятка о глобальной экологической проблеме, а качели на вулкане символизировали близость человека к природе.
На празднике детям была предоставлена возможность проявить свои таланты. Для самых маленьких проходили мастер-классы по созданию экооткрыток и свечи-вулкана. Всех привлекло необычное шоу чудаковатого профессора, который удивлял ребят демонстрацией волшебных химических превращений.
Конечно, всеобщий восторг участников праздника вызвали роботы- планетоходы. Пришедшие на праздник гости бегали с роботами наперегонки, разговаривали и фотографировались с ними, даже могли попробовать поуправлять.
К празднику ребята готовились заранее, ведь им предстояло не только показать всему городу свои навыки работы с роботами, но и пройти вместе с ними экзамены-испытания в полевых условиях. Нужно было вычислить и задать координаты, запрограммировать планетоходы и дроны на определенные задания, скорректировать результаты.
Спорткомплекс на Авачинском перевале в этот день был окутан паутиной проводов и погружен в атмосферу серьезной работы юных ученых. Команды работали на результат, каждый юный вулканолог точно знал, что ему нужно делать. Однако оказалось, что применять свои навыки на практике, даже когда точно знаешь теорию, нелегко.
В рамках дополнительного образования ребята занимаются в Школе юных вулканологов. «Занятия у нас проходят так увлекательно, что даже самые активные дети замирают и слушают. Но бывает и наоборот, стоит шум-гам, все торопятся высказаться, пока в центре внимания находится и булькает очередной эксперимент, – рассказывает педагог «Вулканариума» Анна Гольдцан. – За сегодняшний день практической работы на Авачинском перевале ребята приобрели много нового опыта. Кто-то научился находить оливин (горная порода, образованная при очень высокой температуре из лавы вулкана), различать виды шлака, кто-то поборол в себе страх высоты. Признавались, что выполнять задания было трудно, но интересно. Однако самое главное заключается в том, что дети поняли: быть настоящим вулканологом интересно. Сегодня ты сидишь в лаборатории за компьютером, завтра покоряешь горные вершины».
Организаторы Школы юных вулканологов в этот день на практике убедились в том, что занятия с детьми – дело нужное и важное. Они дают импульс будущему нашей науки и взращивают новое поколение ученых.
Из беседы с сотрудниками «Вулканариума», которые охотно отвечали на вопросы, горожане узнали многое об истории отечественной вулканологии. Например, во времена Советского Союза именно на Камчатке проходили первые секретные испытания роботов-планетоходов. Ведь «породистая» местность вокруг кратеров схожа с рельефом многих планет Солнечной системы. Оказывается, ни один вуз страны не готовит специалистов с квалификацией «вулканолог». Изучают сегодня вулканы такие специалисты, как геофизики, сейсмологи, геохимики и другие ученые. Возможно, развитие науки и дальнейшее освоение космоса со временем потребуют появления специальности вулканолога. И кто знает, может, один из учеников этой школы – будущий исследователь других планет.
NB!
Школа юных вулканологов создана совместными усилиями Министерства образования Камчатского края, образовательно-научного центра «Ойкумена», культурно-просветительского центра «Вулканариум», детского технопарка «Кванториум-Камчатка».
Техническую и информационную поддержку при подготовке к соревнованиям оказали ГК «Геоскан», Фонд содействия инновациям, Инком, Институт механики МГУ, Voltbro, РДШ.
Тамара СУВОРОВА, Петропавловск-Камчатский
Комментарии