Ни для кого не секрет, что в современной российской школе все учебные предметы условно делятся на основные и вспомогательные. И вот, словно покорствуя этому разделению, преподавание такого предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности», в российских школах стало безжалостно сокращаться.
Еще шесть лет назад ОБЖ начинали изучать в пятом классе, руководствуясь тем, что ребенок в этом возрасте начинает становиться подростком, то есть более активным членом нашего общества. Он уже самостоятельно посещает секции и кружки, передвигаясь по загруженным транспортом улицам (в том числе на автобусах и маршрутках). Он начинает без взрослых ходить в лес по грибы и ягоды, купаться и рыбачить, мастерить себе игрушки при помощи топора, ножа и прочих опасных инструментов. Он вступает в подростковые компании и сообщества, осознавая свою ответственность не только за себя, но и за других людей. И хорошо, что в пятом классе дети изучали такой раздел ОБЖ, как «Личная безопасность в повседневной жизни», а в шестом – раздел «Выживание человека в природе (автономное существование)».
В седьмом классе ученики знакомились с чрезвычайными ситуациями природного происхождения. Преподаватель ОБЖ прежде всего обращал их внимание на летние грозы, тайфуны, наводнения и лесные пожары, с которыми многие из нас неоднократно сталкивались в детстве. Например, при сильном ветре верховой пожар может двигаться в хвойном лесу со скоростью автомобиля. Но если установишь направление ветра, то укрыться от огня не составит большого труда.
Убежден, что курс ОБЖ актуален для современного подростка. Однако сегодня он немотивированно сокращен в пользу таких предметов, как второй иностранный язык, третий урок физкультуры, мировая художественная культура (МХК) и др.
Нынче изучение ОБЖ начинается только в восьмом классе. Налицо очевидное опоздание с изучением жизненно необходимого предмета! И это в то время, когда, как красноречиво свидетельствует сама жизнь, возрастают риски нахождения на улице, во дворе, в транспорте, на природе, в лесу и в собственной квартире.
Современный подросток должен прежде всего не теряться в случае получения им или его знакомыми травмы или отравления, террористической угрозы, преступных элементов, а также стихийно возникших пожаров, утечек газа, наводнений и иных бедствий как в городе, так и на природе. Дети обычно остаются адекватными лишь в привычном мире, в котором они уже научились принимать решения. Внезапно возникающие неожиданности лишают их способности защитить себя и своих товарищей, своевременно обратиться за помощью к взрослым и в соответствующие службы спасения.
Михаил БЕДОВ, преподаватель-организатор ОБЖ лицея №17, Кострома
Комментарии