Касаясь патриотического воспитания в школе и тем более его военно-патриотической составляющей, мы концентрируем внимание на работе со старшеклассниками-подростками – преподавании основ военной службы в курсе ОБЖ и прочем. А учащиеся начальных классов остаются в тени. Но у гренадерского роста недоросля трудно пробудить чувство долга, интерес к военной службе, если основы патриотических качеств личности не были заложены в его первые школьные годы.
О патриотическом воспитании самых маленьких школьников написала в редакцию педагог с 25-летним стажем, учительница начальных классов московской школы №16 Алла ИГОЛКИНА. Используя традиционные формы и методы этой работы, она в формировании патриотических качеств детей стремится к взаимодействию школы с семьей, привлекает к участию в воспитательных мероприятиях родителей, бабушек и дедушек своих учеников, а также активистов ветеранских организаций. Вот как пишет об этом педагог.
В нашей школе используются различные формы и методы патриотического воспитания. В их числе встречи с ветеранами войны и труда, экскурсии, уроки памяти, мужества, праздники, посвященные знаменательным историческим событиям. Так, к годовщине битвы под Москвой мы вместе с родителями, бабушками и дедушками школьников подготовили урок памяти. На нем звучали стихи и песни военных лет. Особенно задел детей за живое рассказ о том, как московские школьники военной поры гасили вражеские бомбы-«зажигалки», рыли окопы, навещали в госпитале раненых. Ребята задавали много вопросов. А затем была проведена викторина, посвященная Москве военных лет, страницам истории и легендарным Героям Великой Отечественной войны. Причем на вопросы отвечали не только дети, но и взрослые. Для них тоже были заготовлены вопросы, более сложные, чем для школьников. После такого урока у детей появилось желание больше узнать об истории страны и столицы. В семьях учеников обсуждали то, что услышали и увидели в школе. Эти диалоги стали своеобразным продолжением урока памяти.
Позже с учениками и их родителями мы побывали в одной из воинских частей столичного гарнизона. Пока шли по улицам, ребята оживленно разговаривали, смеялись. Но как только ступили на территорию воинской части, стали серьезнее, подтянулись, перестали отвлекаться. Аллея Героев и возложение цветов к памятнику, знакомство с историей части обогатили ребят крупицами новых знаний о военной истории. Это, как и строгий армейский быт, порядок и чистота в казарме, учебные классы, произвело на школьников глубокое впечатление. А завершилось посещение вкусным солдатским обедом.
С воинами учащиеся отпраздновали старый Новый год, провели конкурсы, викторины и матч по мини-футболу. Знакомство со службой, жизнью и бытом солдат помогло ребятам понять, как трудна, ответственна и в то же время почетна ратная служба.
Многие учащиеся и их родители были вовлечены в подготовку урока мужества к Дню защитников Отечества. Одни готовили сценарий, охватывающий разные исторические вехи – времена Александра Невского, Дмитрия Донского, войну 1812 г. и Великую Отечественную. Другие учили и готовились читать стихи. Третьи занимались оформлением. Ни один ученик не остался в стороне. Ребята выступали в форме воинов разных эпох. Некоторые костюмы сделали родители, а обмундирование для персонажей войны 1812 г. и Великой Отечественной нам любезно предоставил Центр военной истории «Комбриг».
С этим центром мы дружим уже 4 года. В нем работают добрые, отзывчивые люди. 22 февраля мы с учениками и их родителями отправились туда, чтобы поздравить друзей с Днем защитника Отечества. Было трогательно видеть, как заслуженные участники войны, наблюдая за моими учениками, искренне, до слез умиления радовались ребячьим выступлениям.
На урок памяти к годовщине Сталинградской битвы мы пригласили ее участника, ветерана войны П.М. Киселева. В общении с ним ребята узнали много интересного об этой странице истории, подвигах фронтовиков. А майский урок памяти, посвященный Дню Победы, у нас проходил в течение двух дней. В первый мы поехали в Александровский сад, возложили цветы к Могиле неизвестного солдата, памятнику маршалу Г.К. Жукову, постаментам с названиями городов-героев. А во второй день провели урок в классе. Наши гости, участники Великой Отечественной войны Н.А. Горбачев, П.М. Киселев и лучшие ученики, заранее приготовленными эмблемами отмечали на карте СНГ города-герои и рассказывали о них.
К знаменательной дате снятия блокады Ленинграда мы провели встречу с членами Московской общественной организации участников обороны и жителей блокадного Ленинграда.
В целом наши контакты с организациями ветеранов блокадного Ленинграда, Академии труда и социальных отношений приносят неоценимую пользу патриотическому воспитанию школьников. Их участие в проведении уроков, праздников, экскурсий, встреч и других форм воспитательной работы способствует формированию и развитию гражданских и патриотических качеств детей.
* * *
Переступив школьный порог, маленький гражданин России вписывает в свою биографию первые строки. Какими будут они? С какими мыслями и чувствами он продолжит восхождение по школьным ступеням к взрослой жизни?
В классе Аллы Иголкиной ответом на этот вопрос могут служить строки сочинений ее учеников. В одном из них, второклассника Павла Матушкина, есть такие строки: «Мои дедушки прошли войну и остались живы. Но более 10 моих прямых родственников погибли на войне». Рассказ о них Павлик завершил словами: «Я горжусь славой своих предков. Вечная им память!»
Странички школьной тетради, исписанные мальчишечьей рукой, говорят о том, что для маленького россиянина семейная память, фамильная биография, пронизанная самыми трагическими и славными событиями истории Отчизны, стала точкой отсчета в осмыслении своего места в жизни, постижении традиционных для нашего народа нравственных ценностей, духовных истин. А значит – и отправной точкой биографии собственной.
Комментарии