search
main
0

С первых слов. Уроки в радость

Проблема развития речи и формирования мотивации к изучению родного языка остается важнейшей методической, дидактической и психологической задачей педагога. А в наше время эта задача перешла из разряда важных в разряд хронически острых. Проблема развития речи и интереса к русскому языку числится в планах всех методических объединений – от начальной до средней школы. Кажется, что опыт накоплен, методики разработаны, но почему-то дети часто имеют скудный словарный запас и пишут с большими затруднениями. Для некоторых учащихся создать текст – это часто вообще недостижимая цель. Как же вызвать интерес детей к языку и научить их контролировать свою речь?

Отправной точкой моего интереса к способам решения этой проблемы стало знакомство с трудами известного языковеда и педагога А.Н.Гвоздева. Александр Николаевич вел родительский дневник, наблюдая за тем, как осваивает язык его сын. Эти наблюдения легли в основу книги «От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений», а затем и в основу его научной работы. Для учителя работы А.Н.Гвоздева полезны как некий фундамент методики и дидактики. Прочитав его труды, приходит осознание того, что учитель, особенно в начальной школе, должен постоянно наблюдать и фиксировать, как меняется речь учеников, какая лексика накапливается, какие аспекты формирования языковых способностей развиваются, а какие требуют дополнительных и иногда значительных усилий. К сожалению, современная школа старается учить так, чтобы дети говорили и писали, как взрослые. Может быть, поэтому дети начинают писать и говорить штампами. Их речь становиться «скучной». Элементы речи взрослых начинают замещать речь детскую. Вопросы, связанные с проблемой правильности и в то же время естественностью детской речи, стали для меня как для учителя чрезвычайно важными, так как эти вопросы связаны с психологией развития личности ученика. Поиск решения этих комплексных проблем привел к твердому убеждению, что в начальной школе большую долю в изучении родного языка должна играть целая методическая система-обучение языку через игру. Предвижу скептическую реплику, что это давно известно, но возражу: столь же давно и забыто либо используется иногда. Отчасти и поэтому дети так устают на уроках. А теперь о том, что это такое – игра на уроке русского языка в начальной школе? В.Л.Сухомлинский писал: «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».Даже очень слабый ученик во время игры чувствует себя субъектом, он в положительном направлении может проявить себя.Разумеется, отбор материала для изучения или закрепления в форме игры должен быть тщательно продуман. Игры в разных классах должны быть разные прежде всего по сложности предлагаемого для игры учебного материала. Например, в первом классе, особенно сегодня, когда дети приходят в школу, зная слово «гаджет», но не умеют правильно ставить ударение в простых словах, полезно давать упражнения в форме загадок на мыслеразличительную роль ударения. Например:Я сборник карт; от ударенияЗависят два моих значения:Захочешь – превращусь в названиеБлестящей, шелковистой ткани я.А запоминанию правильного ударения в некоторых словах помогает загадка с пропуском загаданного слова. Рифма предыдущей строки подсказывает правильное ударение:На бахче у нас растет,Как разрежешь – сок течет;Свеж и сладок он на вкус,Называется…Игра становится формой познания и фактов жизни и языка. Так, ученик начальной школы попадает в разные жизненные и языковые ситуации, которые требуют от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, или, как принято теперь говорить, креативности.Более старшим детям предлагаем игру потруднее. Работаем над различением частей речи и развитием внимания к составу слова… Игра «Кто больше?». Обговариваем время игры. Предлагаем записать на листке бумаги наибольшее количество слов (существительных, прилагательных – по выбору ведущего) с определенным количеством слогов. Подбор двух- и трехсложных слов не представляет труда. Полезно условиться подбирать односложные, а также слова, состоящие из четырех, пяти и больше слогов. Можно попросить подобрать слова с наибольшим общим числом слогов, к примеру «электромашиностроение». Очень полезны шарады, то есть загадки, заключающиеся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждое из которых может быть самостоятельным словом.Мой первый слог – число с нулями,У всех людей – последних два,А вместе – догадайтесь сами:Всем городам она глава.Подобные загадки дети с увлечением составляют самостоятельно. Лучшие из них следует читать всем ученикам.Я не преследую цель в короткой заметке предложить читателям целый комплекс таких заданий. Просто обращаю внимание – подобные приемы при изучении родного языка приносят детям радость, а изучение родного языка делают интересными. Элементы игры можно и нужно использовать при изучении самых разных разделов языка. Это не только делает урок интереснее и живее, но и способствует формированию коммуникативной неповторимости личности, помогает эмоциональной стабильности и снимает усталость с ребенка при изучении родного языка. Речь есть и будет главным инструментом человека в его взаимодействии с внешним миром. Именно поэтому я начала свои размышления с рассказа о дневнике великого ученого, в котором отразились наблюдения отца за освоением родного языка сыном, за тем, как овладевает ребенок главным инструментом познания – родной речью. Светлана МУРАВЬЕВА, методист начальных классов школы №1273

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте