В истории человечества миграция всегда играла важную роль. Она поддерживала процесс мирового экономического роста. Мигранты – это наиболее динамичные и предприимчивые члены общества. Подавляющее большинство стран мира в настоящее время стали поликультурными сообществами. Школьные классы – это микрокосмос культурного многообразия. И в этих условиях главное для поддержания здоровой атмосферы – взаимопонимание между людьми. А этому надо учить. Надо помочь школьникам выработать в себе понимание того, что разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.
Учиться в Брёховскую школу, где всего 84 ученика, 52 приехали из каких-либо регионов России, 9 – из других стран.Развитие толерантных качеств детей происходит во время всего учебно-воспитательного процесса, как во время учебных занятий, исследовательской деятельности учащихся, так и во время проведения внеклассных мероприятий, на занятиях кружков, экскурсиях, а также, что очень важно, благодаря психологическому сопровождению всех участников образовательного процесса.На уроках обществознания изучение темы «Реклама» происходило не только теоретически, но и практически. В конкурсе видеороликов, рекламирующих школу, победу одержал 7-й класс, в основе работы которого лежала идея ее многонациональности. Кстати, реклама шла на разных языках с переводом на русский.Изучение курса литературы также способствует воспитанию толерантности. Классические и современные произведения можно использовать на уроках, для того чтобы прививать детям терпимое отношение к людям другой национальности, их вере, культуре, обычаям.В настоящее время центральным стал вопрос о квалификации педагогических работников. Как никогда, от них требуется высокая степень компетентности по самому широкому спектру гуманитарных проблем. В связи с этим особое значение приобрело повышение квалификации педагогов, психологов и административных работников. Речь идет о совершенствовании подготовки как в области обучения русскому языку – основному средству адаптации мигрантов, так и в сфере межкультурного общения и гражданского воспитания детей.В течение последних двух лет ребята из Брёхова участвуют в районном конкурсе исследовательских работ «Права человека – глазами ребенка». Девятиклассница Анастасия Гудкова в этом году осилила тему «Значение воспитания толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства, поликультурной школы». У нее проблема толерантности рассматривается в правовом аспекте. Также Настя провела практическое исследование с помощью теста «Насколько вы толерантны» и сравнила результаты с прошлогодними.Важную роль в адаптации учеников в школе играет психологическое сопровождение не только детей-мигрантов и их родителей, но и всех детей и даже учителей. Оно необходимо, так как лишения и потери, которые переживают мигранты, служат причиной появления различного рода психологических проблем. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях.В качестве примера психологического сопровождения служит «Разноцветная неделя», которая посвящена контрастам в жизни людей, страны, мира.Разнообразнейшие акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками. Большую помощь в работе оказывают Комитет по народному образованию Солнечногорского района и его глава Виктор Микилян.В 2007 году в школе была разработана программа развивающих занятий по адаптации детей-мигрантов. Лишения и потери, которые переживают дети-мигранты, служат причиной появления различного рода психологических проблем. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.Программа строится на основе игровых упражнений. После игр проводится обсуждение: участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. После каждого занятия подводится итог – результат групповой и собственной деятельности.Эта программа была представлена на III Международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования и получила диплом лауреата.Проводятся классные часы «Жизнь в многоликом мире», «Жить в обществе – жить по правилам», «Ненасилие против несправедливости».В школе оформляется альбом, в котором собрана информация о национальностях и государствах, представители которых обучаются в школе, и в связи с этим прошел общешкольный классный час «Мы разные, и это интересно» по презентации работ.Нина ЕГОРОВА, директор Брёховской школы, Солнечногорский район
Комментарии