search
main
0

С ошибкой по жизни

​Наш мастер-класс был посвящен ошибке как фундаментальному понятию. Какие смыслы вкладывают в это понятие чаще всего?

Ошибка – это заблуждение. Например, представление о мире как о геоцентрической системе.Ошибка – это нарушение правила. Например, после букв «ж» и «ш» пишут «ы» или пренебрегают условиями научного эксперимента.Ошибка может быть результатом стереотипного восприятия действительности. Не случайна пословица: «Встречают по одежке…»Ошибка – это еще и факт практики, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.Наконец, ошибка – это еще и способ обучения. Все мы знаем, что на ошибках учатся.В своей работе педагог ежедневно сталкивается с различными ошибками: грамматическими, педагогическими, ошибками, связанными с пониманием информации. Как найти и осознать ошибку? Как работать с ними? Как предотвратить их в будущем? Универсальных, исчерпывающих ответов на эти вопросы, наверное, не существует. Но это не значит, что искать ответы на них нам и нашим ученикам бесполезно. Скорее наоборот: подобная работа позволит добиться предметных, метапредметных и личностных результатов всем участникам образовательного процесса. Одним из механизмов реализации данной деятельности может стать совместная работа по созданию памятки, содержащей советы по снижению вероятности ошибки.Объем информации в современном обществе неизбежно растет. Ученикам – да и нам самим – все сложнее ее верифицировать. Все чаще в познавательной цепочке «факт – знание» возникает новое звено – «ошибка». Кому-то она мешает добиться успеха, а для кого-то становится источником коммерческой прибыли по причине неведения окружающих. Как снизить вероятность заблуждения в процессе познания? Мастер-класс (Занятие построено в форме диалога с аудиторией) Уважаемые коллеги, прежде чем мы начнем наше общение, давайте немножко разомнемся. Назовите по одному признаку (качеству) предмета, который вы видите у меня в руках. Главная задача – быть оригинальным и не повторяться…Пожалуйста, начнем…Предметом является книга «Москва в свете новой хронологии» авторов Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко. Как правило, звучат характеристики: «учебник», «источник знаний». Это связано с тем, что издание в дорогом твердом красочном переплете.После небольшой разминки уместен вопрос: кто-нибудь знает, что такое новая хронология? Если да, то кратко дайте определение этого понятия.Ответы комментируются.Давайте уточним, чтобы не ошибиться. На нас ведь всегда лежит больше ответственности, чем на обычном человеке. Мы же не просто получаем, но и транслируем знание и должны уметь верифицировать его. Что делать, чтобы проверить себя или получить новую информацию?Ответы комментируются.Сейчас удобнее всего воспользоваться Интернетом.Если мы обратимся с запросом «Новая хронология», то любая поисковая система приведет нас на сайт (если есть доступ к Интернету, то можно это продемонстрировать) http://www.chronologia.org/.Даже беглого взгляда достаточно для того, чтобы оценить масштабы этого проекта. Тут есть огромное количество иллюстраций книг, медиаматериалов, интервью на топовых радиостанциях (в частности, «Эхо Москвы»). Все они, по большому счету, посвящены одному – рекламе идей «Новой хронологии», которые уже в течение более чем 15 лет неплохо продаются.Вот еще один сайт, на котором мы можем получить информацию о новой хронологии (он открыт заранее на вкладке браузера).http://chronology.org.ru/Что это за сайт?Как правило, дают ответ, что данный сайт – Википедия. Но если внимательно посмотреть на адресную строку, то очевидно, что к известной интернет-энциклопедии данная страница отношения не имеет.Как вы думаете, почему именно такой дизайн сайта был выбран?Возможный ответ: чтобы воспользоваться авторитетом Википедии.На этом сайте есть краткая информация о «новой хронологии», читаем:«Новая хронология Фоменко-Носовского – научная теория, созданная московскими математиками Фоменко А.Т. и Носовским Г.В., основанная на исследованиях числовых и качественных характеристик исторических сообщений повествовательной и астрономической природы. Эта теория опирается на математические методы и имеет два основных результата:- получен вывод о принципиальной ошибочности традиционной хронологии;- построена альтернативная реконструкция мировой истории и хронологии».Конечно, на настоящем сайте Википедии, посвященном «новой хронологии», написано прямо противоположное:http://ru.wikipedia.org«Новая хронология» (сокращенно НХ) – псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная группой под руководством академика РАН, математика А.Т.Фоменко. Теория была отвергнута научным сообществом как противоречащая установленным фактам, а ее методы и гипотезы опровергнуты. В частности, против «Новой хронологии» выступили историки, археологи, лингвисты, математики, физики, астрономы и представители других наук.Несмотря на это, проект за последние два десятилетия благодаря умелому использованию СМИ достиг таких масштабов, что научное сообщество вынуждено было вопреки очевидной абсурдности рассуждений и аргументации начать реагировать на него. В этой связи могу отметить, например, работы И.Н.Данилевского.В итоге мы имеем ситуацию, когда для кого-то ошибки становятся не лишним звеном в условной познавательной цепочке «факт – ошибка – знание», а даже источником коммерческой прибыли. Можно ли представить себе подобную ситуацию в математике или естествознании?Почему до сих пор никто не догадался создать «Новую арифметику», в которой, если сложить 6 и 9, получится 8 (показываю на доске путем наложения, соединив две цифры), а если 12 разделить пополам, будет семь (показываю на доске, разделив пополам римскую цифру XII).Почему никто не делает сенсационных заявлений о том, что Солнце крутится вокруг Земли, на основании собственных наблюдений?Почему никто не будет покупать книги, видео с подобной информацией?Почему именно «Новая хронология» стала успешным коммерческим проектом, а подобные проекты в естественно-научных отраслях невозможны? Почему на ошибках можно зарабатывать миллионы в социально-гуманитарных областях познания?Возможные ответы: предмет изучения естественных наук – природа, большинство методов исследования – эмпирические; можно своими глазами и буквально на собственном опыте проверить знание.Объем информации, воспринимаемой нами, неизбежно возрастает. И нашим детям – да и не будем обманываться, нам самим – с каждым днем все сложнее отличать пускай и относительную, но все же истину от фальсификаций, парадоксы от софизмов. Все больше людей становятся жертвой коммерческих проектов, подобных «Новой хронологии». В этой связи из предложенной цепочки понятий для меня кажется наиболее актуальным сейчас поговорить об ошибках.Как научиться верифицировать знание и снизить вероятность ошибки? Ведь это позволит нам использовать иные методы обучения, кроме известного всем: учиться на ошибках.Предлагаю попытаться начать работу по созданию памятки с краткими советами, которую можно использовать и в совместной работе с учениками.Сразу оговорюсь, что цель данного занятия – стимулировать начало подобной работы в этой аудитории.Выводится слайд «Памятка».Для того чтобы записать первый пункт, предлагаю обратить внимание на изображение на ваших рабочих листах в верхних углах. (Дублируется на слайде.)Это уменьшенная копия картины известного современного художника Октавио Окампо. Название ее, думаю, не станет для вас загадкой. Она называется… Правильно: «Череп». Хотя я бы назвал ее в соответствии с тем, что на ней изображено. Ну, например, «Булочная перед открытием». (Слайд с изображением картины в реальном масштабе.)Почему большинство из нас угадало название, но ошиблось в восприятии этой картины?Возможные ответы: недостаточно информации; предмет изучения оказался сложнее, чем ожидали.Предлагаю сформулировать первый тезис нашей памятки:Чтобы снизить вероятность ошибки, нужно:1. Стараться собрать как можно больше информации о предмете, даже если он кажется понятным на первый взгляд.Создавать следующий пункт нашей памятки будем на основании двух следующих высказываний (выводятся на слайд, есть в раздаточном материале):Текст №1«Полиция, составляя статистику преступлений, защищая честь мундира, стремится представить любое нераскрытое убийство как самоубийство, тогда как церковь, руководствуясь представлением о самоубийстве как о тягчайшем грехе, склонна трактовать сомнительные случаи как преступления». (М.Вебер)Текст №2«Учения о праве и справедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, ибо не задевает интересы людей, особенно власть имущих (если бы теорема Пифагора противоречила интересам власть имущих, то все книги по геометрии были бы сожжены)». (Т.Гоббс).На основании обсуждения формулируется второй пункт памятки.Чтобы снизить вероятность ошибки, нужно:2. Критически относиться к источникам получаемой информации о предмете.Наше общение я начал с того, что массовые заблуждения в социальных науках не случайны. Общество как объект изучения таит в себе и познавательные проблемы. И, возможно, главной из них является простота восприятия.Уверен, общество как объект изучения не менее сложно, чем многоликая природа. В качестве аргументации этого тезиса предлагаю всем желающим немного размяться.Разминка для шеи. (Можно попросить квалифицированного специалиста провести разминку.) После выполнения первого упражнения.Вопрос: Что вы сейчас делали? Возможные ответы: наклоны головой; разминали шею.Теперь представьте, что вы автор гипотезы о зависимости разминки шеи и успешного принятия стратегических решений. Итак, второе упражнение… Что вы делали?Возможный ответ: проверяли гипотезу, то есть занимались познанием, а не физкультурой.Следующее упражнение выполняйте, представив себя автором бестселлера «Залог успеха в бизнесе – размятая шея». Что вы делали? Возможный ответ: рекламировали свой товар, надеясь увеличить прибыль.Ну и наконец последнее упражнение выполните, сосредоточившись на расслаблении, иначе главного эффекта все же не достигнете. Закончили. Отлично, а теперь представьте: в любой момент, пока мы с вами делали упражнения, сюда бы пришли гости и спросили бы меня о том, что мы с вами делаем. Что я должен был ответить на этот вопрос, не вводя их в заблуждение?С ответом, как правило, возникают затруднения, но в ходе обсуждения все же выходим на следующую формулировку возможного ответа: «Мы сейчас работаем над составлением памятки с целью снизить вероятность познавательных ошибок».Итак, что мы запишем в нашу памятку по итогам познавательной разминки?Чтобы снизить вероятность ошибки, нужно:3. Изучать не только факты, но и причины, благодаря которым эти факты стали реальностью. Изучая общественные явления, следует обратить внимание не только на действия людей, но и на те смыслы, которые они в них вкладывают.Таким образом, используя деятельностный подход, я предлагаю создавать все новые и новые пункты этой памятки. Важно, чтобы направляющая роль принадлежала педагогу, а основную работу, не столько по созданию, сколько по осознанию каждого из ее пунктов, в процессе своей деятельности проводили дети. Эффективность в реализации усилий по снижению познавательных ошибок детьми возрастет многократно. «Понять – значит пережить лично», – сказал когда-то У.Дильтей. Петр ОМЕЛЬЯНЕНКО, учитель обществознания школы №1241

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте