Современного работодателя удовлетворить трудно. Он не желает больше довольствоваться постулатом: забудьте то, что учили… И ежели на предприятии используются новые технологии, то и при обучении их необходимо изучить досконально. Для того чтобы мастера и методисты не успевали отстать от стремительного развития инструментариев, их тоже требуется держать в курсе всевозможных новинок. В Кемеровской области посчитали необходимым создать государственное учреждение, которое смогло бы обеспечить прогнозирование и научное сопровождение развития профессионального образования, научно-методическую и информационную поддержку педагогам системы профессионального образования, осуществлять непрерывное повышение квалификации и переподготовку кадров.
5 ноября на заседании бюро профессионального образования РАО с вопросом «Учреждение дополнительного профессионального образования как научно-методический центр развития инновационной практики в региональной системе профессионального образования» выступила ректор Кузбасского регионального института развития профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ Татьяна ПАНИНА. Бюро отделения постановило «рекомендовать через центральные и региональные издания распространение опыта Кузбасского регионального института развития профессионального образования по разработке, внедрению, научно-методическому сопровождению инноваций в профессиональном образовании для использования учреждениями дополнительного профессионального образования России».
– Татьяна Семеновна, какова роль Кузбасского регионального института развития профессионального образования?
– Мы работаем с 2002 года, и за это время институт не только состоялся как учебное заведение, но и стал признанным центром научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности в регионе.
Свою роль в жизни профессиональной школы Кузбасса мы видим в поддержке модернизационных процессов, связанных с ее становлением в качестве максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на потребности рынка труда и оказывающей опережающее, действенное влияние на положение дел в экономике и социальной сфере.
Нами ведется большая работа по изучению рынка труда, обновлению содержания образования, поиску новых путей эффективности управления системой профессионального образования, выработке новых критериев оценки качества подготовки выпускников, развитию государственно-частного партнерства.
Мы планируем и осуществляем свою деятельность в тесном контакте с нашим учредителем – Департаментом образования и науки Кемеровской области, Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области, ведущими учебными заведениями Кузбасса, работодателями.
Коллектив института активно участвует в создании и реализации среднесрочных региональных целевых программ «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области» на 2005 – 2010 годы, «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006 – 2010 годы. Обе программы успешно прошли независимую научную и общественную экспертизы и утверждены областными законами. В 2007 году программы включены в целевую программу «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008 – 2010 годы в качестве подпрограмм.
Мы заявляем о себе не только на региональном рынке образовательных услуг. Результаты инновационной деятельности института транслируются и на международном уровне: Ассамблея ЮНЕСКО (Гамбург, 2007), Международная конференция по образованию взрослых (Манчестер, 2007), Международный симпозиум «Новые информационные технологии и менеджмент качества» (NIT&MQ) (Турция, 2007, 2008), Третья Международная академия образования взрослых (Узбекистан, 2008), конференция ЮНЕСКО в поддержку глобальной грамотности «Решение проблем грамотности в Европе на субрегиональной основе: установление партнерских связей и содействие применению инновационных подходов» (Азербайджан, 2008).
– Ваши слушатели – люди, уже состоявшиеся в профессиональном и жизненном плане, не так ли?
– Конечно, это люди, которые нацелены на овладение знаниями и навыками, потому что они им необходимы для эффективного решения конкретных практических задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
В модели образования наших слушателей тематика и форма образовательных программ происходят от потребности в конкретных знаниях, компетентности того, кто приходит учиться. Мы освоили опыт развивающих технологий обучения, личностно ориентированных методик, которые успешно транслируются в образовательный процесс. Разработано множество авторских программ, проводится мониторинг их результативности, нарабатывается опыт целевых элективных курсов.
– В чем, на ваш взгляд, сегодня состоят главные конкурентные преимущества Кузбасского регионального института развития профессионального образования?
– Наше преимущество – качество. Но его немыслимо достичь без высокого уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, современного состояния материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, успешного освоения маркетинговой деятельности, обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства педагогического персонала.
На базе института успешно решается проблема методического сопровождения и внедрения в образовательный процесс учреждений НПО, СПО современных высокоэффективных образовательных технологий и передовых педагогических методик. Разработан и опубликован пакет методических рекомендаций по современным педагогическим и информационно-библиотечным технологиям с учетом специфики учреждений профессионального образования. Идет их апробация в режиме эксперимента, продуман мониторинг экспериментальной деятельности. Проводятся семинары, мастер-классы, консультации для педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
– Знаковой для института стала ваша победа в открытом конкурсе Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ по проекту «Разработка и апробация в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки».
– Да, специалистами института разработан новый общероссийский классификатор программ профессиональной подготовки, модель и алгоритм формирования образовательной программы профессиональной подготовки. Это позволяет учитывать потребности рынка труда и запросы работодателей, оперативно реагировать на изменения в системе образования, структуре сферы производства и услуг в России. За данную деятельность институт награжден дипломом международного конгресса-выставки «Образование без границ». Институт получил свидетельства Всероссийского научно-технического информационного центра о государственной регистрации классификатора и модели в качестве практических результатов интеллектуальной деятельности.
По заказу нашего департамента сотрудники института занимаются научным исследованием интеграции учреждений профессионального образования в учреждения непрерывного многоуровневого профессионального образования. Определено организационно-правовое поле, разработаны оптимальные модели интеграции региональных учреждений профессионального образования в комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования, составлены методические рекомендации по разработке и реализации преемственных образовательных программ и сопряженных учебных планов, проведен ряд семинаров и консультаций.
В институте разработана и апробирована модель сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования. Отрабатываются различные схемы связи с работодателями, службами занятости населения, учеными-практиками. Одна из форм сетевого взаимодействия – проведение «круглых столов», тематических консультаций, практических занятий в режиме on-line на сайте КРИРПО (www. krirpo.ru., ссылка «Сетевое взаимодействие»). Сетевое взаимодействие в режиме виртуального времени осуществляется постоянно, ответы на вопросы даются оперативно, по мере их поступления. Эксперты обсуждения – известные ученые, практики, управленцы.
На нашей базе открыт авторизированный тестовый центр ECDL, позволяющий принимать тестирование на соответствие стандарту компьютерной грамотности (стандарт «Европейские компьютерные права») и выдавать сертификаты и пластиковые карточки международного образца.
На базе института поэтапно разворачивается региональная сеть дистанционного обучения. Функционируют дистанционная библиотека и медиатека, форум и чат-комнаты, проводятся тематические очные и дистанционные методические консультации, телеконференции в режиме on-line и off-line. В процессе дистанционного обучения применяются электронные учебники и «кейсы», web-квесты для проектной работы.
В качестве перспективного направления деятельности мы выделяем развитие электронных образовательных ресурсов через создание и развитие открытых образовательных модульных мультимедиасистем, что предполагает переход информатизации профессионального образования на качественно новый уровень: от производства отдельных мультимедийных изданий к комплексам учебно-информационных материалов по наиболее востребованным профессиям и специальностям.
– И, безусловно, вы вынашиваете грандиозные планы на будущее.
– Выделю четыре больших направления ближайшей работы. Это развитие стратегического сотрудничества в подготовке высококвалифицированных кадров.
В прошлом году в институте создали Центр академической мобильности и международного сотрудничества. Основная цель его деятельности – повышение качества профессионального образования на основе кооперации с международным академическим сообществом посредством использования педагогических инноваций и информационных технологий, участия в международных образовательных и научных проектах.
Мы активно расширяем сотрудничество с учреждениями и организациями, занимающимися образованием взрослых. Институт стал одним из соисполнителей проекта по созданию «Сетевого открытого гражданского университета», основной спецификой которого служит реализация программ образования взрослых, выстроенных на основе проектного, компетентностного подходов, технологий ускоренного обучения (FAST TRACK) с опорой на собственный опыт участников программ.
Мы серьезно занимаемся разработкой научно-методического сопровождения госстандартов профессионального образования нового поколения и обучением педагогов профессиональной школы технологиям, подготавливая их к ЕГЭ.
Одним из итогов деятельности сформированных в институте творческих групп стали предложения по корректировке госстандартов начального профобразования по профессиям: сталеплавильщик конверторного производства, ремонтник горного оборудования. Они нашли понимание на федеральном уровне. Образовательные программы по профессиям горного профиля приведены в соответствие с запросами работодателей и технико-технологическим состоянием отрасли.
Работа с педагогическими училищами и колледжами, готовящими кадры для образовательных учреждений, идет по двум направлениям: отбор и освоение инноваций и активизация самостоятельной работы студентов.
С целью оказания помощи коллективам педагогических колледжей в осмыслении собственного инновационного опыта, развития у педагогов умений и навыков анализа полученных результатов инновационной деятельности и представления их научно-педагогической общественности сотрудниками нашего института разработан и уже начал работать годичный семинар (с удобным режимом занятий) для команд преподавателей педагогических колледжей Кемеровской области.
С ноября этого года также начал работать годичный семинар, помогающий коллективам педагогических колледжей эффективно использовать современные педагогические технологии и методики в организации руководства самостоятельной работой студентов.
Современное образование нацелено на подготовку конкурентоспособной личности – человека, обладающего универсальными знаниями, умеющего самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию, самоизменению, адаптации на рынке труда. Поэтому активные формы и методы обучения всегда будут во главе угла при организации нашей курсовой подготовки, чтобы дать возможность каждому слушателю проявить себя лидером, почувствовать свою успешность. Ведь только успешный педагог воспитает успешного ученика, успешного специалиста.
Комментарии