– До 90 процентов детей, больных церебральным параличом, удается поставить на ноги, – говорит Наталья Дельдина, главная медсестра Российского реабилитационного центра “Детство”.
Центр существует 16 лет и является ведущим учреждением страны по проблемам комплексной реабилитации.
Он расположен в живописном месте на территории Крестовоздвиженского монастыря. Лесная дорога
ведет к старой монастырской ограде, за которой возвышаются купола церкви…
История монастыря, в общем-то, типична. После революции 17-го – военный госпиталь, потом – запустение. Во время Великой Отечественной – снова госпиталь, потом – туберкулезный санаторий, переходивший от ведомства к ведомству, пока в 1986 году Министерство здравоохранения не решило открыть здесь клинику для детей, страдающих церебральным параличом.
– Сколько времени проводят в центре ваши пациенты? – спрашиваю я у Натальи Дельдиной.
– Все зависит от того, как скоро удается поставить ребенка на ноги. Если случай небезнадежный (к сожалению, бывают и такие), мы не выписываем ребенка до тех пор, пока не достигнем положительных результатов.
– То есть дети здесь живут и учатся?
– Разумеется. Центр рассчитан на 235 мест. Работает одиннадцатилетка. Школа лицензирована, так что наши пациенты получают аттестаты государственного образца. Некоторые дети живут тут вместе со своими родителями. В некоторых случаях это необходимо. Объясню почему. ДЦП относится к психоневрологическим заболеваниям, а разлука с родителями может усугубить психическое состояние ребенка и затруднить лечение. Другой не менее важный аспект – обучение самих родителей: как правильно обращаться с ребенком в домашних условиях. Ведь подчас неподготовленность и некомпетентность сводят к нулю все старания медиков.
– Каким образом все-таки удается поставить больных на ноги?
– Вот вам обыкновенный, так сказать, рядовой день в нашем реабилитационном центре. Дети просыпаются. Ими занимается инструктор-методист, или по-научному – кинезотерапевт. Он учит детишек умываться, причесываться, преодолевать “полосу препятствий”, чтобы дойти до столовой. Движение вызывает у детей боль – это естественно при церебральном параличе. Однако есть способ снизить болевые ощущения, так сказать, помочь ребенку не акцентировать на них внимание. Мы добиваемся этого с помощью звукового луча – набора звуков разного диапазона, успокаивающего нервную систему. Это может быть шум ветра, плеск волны или пение птиц.
Прием пищи для страдающих ДЦП – весьма непростое мероприятие. Мы учим детишек не только управляться со столовыми приборами, но и делать это эстетично. Например, у нас открыты несколько баров, где роль посетителей и продавцов играют дети. Войти в зал, подойти к стойке, вежливо сделать заказ – задача, с которой не всегда справится и здоровый человек.
После завтрака начинается обучение. Оно в нашей школе варьируется по восьми образовательным программам в зависимости от степени умственного развития ребенка. Разумеется, к каждому мы находим индивидуальный подход. Занятия чередуются с курсами интенсивной терапии.
– По дороге к вам я видел лошадей. Вы учите детей верховой езде?
– Нет. Это один из методов терапии, и, надо сказать, очень эффективный – иппотерапия. Инструктор сажает ребенка на лошадь и учит держаться в седле, наклоняться вперед и назад.
– А почему именно лошадь? У вас своя конюшня?
– Своей конюшни у нас нет. Лошадей приводят с конноспортивной базы. Почему именно лошадей? Потому что поблизости нет дельфинария. Для развития двигательных функций инвалидов более всего подходят именно лошади и дельфины. Собака, например, не годится, потому что мала, и к тому же у нее очень беспокойный характер. Хотя, общение с любыми животными благоприятно сказывается на детской психике.
– И то правда, собака слишком нервозна – постоянно “при исполнении”. С ней хлопотно… А какие еще методы, кроме медикаментозных, разумеется, вы применяете при лечении ДЦП?
– В сенсорных классах с помощью различных конструкторов и сборных игрушек дети разрабатывают моторику рук. Для развития двигательной активности мы применяем сухие бассейны, устроенные по принципу надувного батута. В компьютерных залах дети преодолевают визуальную полосу препятствий, тренируя таким образом комбинаторику мышления. Впрочем, компьютерные игры – это своеобразная прелюдия к более серьезному этапу освоения жизненного пространства. Я имею в виду вождение автомобиля.
– Ваши дети получают водительские права?!
– Не все, разумеется. Автомобиль “Ока” с ручным управлением стоит на площадке, так что можете на него полюбоваться. Вы, наверное, встречали ярко-желтые машины той же марки на улицах Москвы с надписью “Курьер”. На них установлен знак “водитель-инвалид”. Это один из способов, каким могут зарабатывать себе на жизнь наши подопечные. Таким образом, мы готовим их к профессиональной деятельности.
– Я знаю, что в Великобритании один день обучения водителя-инвалида обходится в 80 фунтов.
– Пребывание и лечение в нашем центре бесплатное. Обучение и профессиональная подготовка – тоже. Думаю, вы согласитесь со мной, что задача любого реабилитационного центра гораздо шире, чем просто поставить ребенка на ноги, – необходимо подготовить его к жизни в обществе. Зачем же за это брать деньги?
В коридоре клинического отделения я побеседовал с одной молодой мамой, которая несла своего полуторагодовалого ребенка на лечебный массаж. Имени она попросила не называть, а о себе и о своем сынишке рассказала охотно:
– Мы из Чебоксар. Привезла ребенка на лечение. Уже успели пройти полное бесплатное обследование. В Чебоксарах такое невозможно, поскольку нет соответствующей аппаратуры. Здесь же кабинеты оборудованы, как говорится, по последнему слову техники. Даже иностранные делегации приезжают посмотреть.
Обслуживанием мы очень довольны. Палата на четырех человек, пятиразовое питание.
Я знаю, что ДЦП неизлечим, но врачи уверяют: сын встанет на ноги. Очень на это надеюсь.
…Так случилось, что спустя несколько дней после посещения реабилитационного центра мне снова пришлось столкнуться с проблемой детского церебрального паралича. Я возвращался из одной поездки на электричке. Напротив сидела супружеская пара, уже в возрасте. Между тем их дочке, спящей у окна, можно было дать на вид не больше пяти лет. Сначала я даже подумал, что это внучка и удивился, с какой заботой, даже трепетом они к ней относятся. Дорога была дальняя, народу набилось много, и кто-то из пассажиров заворчал, что людям сесть негде, а девчонка пол-лавки заняла. Мать принялась объяснять, что у дочки церебральный паралич и что они возят ее в Москву на лечение.
Лечение платное. Они тратят на него все, что зарабатывают, но нет для них большего счастья, чем услышать голос ребенка: “Подольск проехали”.
– А ведь врачи мне советовали сдать ее, – вполголоса сказала мать…
Я подумал, сколько еще предстоит вынести этим родителям. Ведь фактически они один на один со своей бедой. Государственные субсидии таких семей мизерные и практически не индексируются. В расчет не берется даже рост цен на лекарства.
Существует пять законов и еще больше указов, положений и постановлений, не говоря уже о Конституции, гарантирующих льготы и социальные гарантии инвалидам. Однако…
К счастью, в моем портфеле сохранился клочок бумаги с координатами реабилитационного центра “Детство”. Я, разумеется, сообщил их своей соседке по купе, к величайшей, надо сказать, ее радости. Вот эти координаты: 142031, Московская область, Ленинский район, поселок санатория “Горки Ленинские”. Телефон/факс (095) 723-10-56.
Дмитрий ЕГОРОВ
Московская область
Комментарии