Николай ВОРОНЦОВ, директор школы №46: – Конкурс был необычным по формату и отличался от других конкурсов, так как он дал нам возможность чувствовать себя не победителями и побежденными, а коллегами, которые смогли пообщаться. Когда мы на конкурсе работали в группах, у нас не было желания выяснять, кто из нас первый. Мы стремились создать и сохранить единство. Когда я после этого конкурса пытался осознать, что и как происходило, то пытался поставить себя на место организаторов и участников. Как директору и как участнику мне было любопытно понять, какие задачи решали окружное управление образования, Департамент образования, организаторы конкурса, что они хотели выяснить для себя, какие идеи проверить.
Мне показалось, что тем самым все определяли для себя границы того поля, на котором мы в ближайшее время будем находиться и думать, как выживать и каким образом решать свои проблемы в этих границах. Ту же самую проблему информатизации, ту же самую проблему общественно-государственного управления, вызвавшую в свете принятого закона об автономных учреждениях немало дискуссий, и многие другие нужно решать. Что меня смутило в конкурсе, так это то, что мы ушли в сторону от содержания образования. Россия участвовала в конкурсе PISA несколько лет назад, наши дети показали при этом себя вроде бы не очень удачно, и нужно думать, как изменить ситуацию. С другой стороны, в результате реформ в образовании 1992 года мы, борясь с перегрузкой учащихся, ввели некоторое количество одночасовых предметов, тем самым породив вместо разгрузки перегрузку. Каждый знает, что наши дети, попав после школы в институт, испытывают облегчение, что там нет большого количества предметов. Мне кажется, что одним из обсуждаемых аспектов «Школы будущего» должна стать содержательная часть, связанная с учебным планом, потому что подготовка к ЕГЭ тоже накладывает определенные рамки на нашу работу. «Школе будущего» сегодня не хватает нормативно-правовой базы, которая нас устраивает, и в части учебного плана, и в части стандартов. Многие школы отличаются друг от друга, мне кажется, что конкурс «Строим школу будущего» должен был вычленить из того, что сказали все конкурсанты, некие фундаментальные вещи, на базе которых можно строить «Школу будущего». Из учебного плана, по моему мнению, нужно максимально убрать одночасовые предметы, интегрировав их с основными, привести в соответствие стандарты с часами, которые есть, потому что, убрав часы по русскому языку или по математике, мы, по сути дела, оставили стандарты теми же самыми. Мне кажется, что на сегодняшний день мы должны возродить частично нарушенные или разрушенные межпредметные связи, мы, предметники, дублируем друг друга, и это приводит к перегрузке.
Комментарии