Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Aнри Барбюс
Незаметно пролетела замечательная пора летних каникул, время отдыха и незабываемых впечатлений. 1 сентября 17 миллионов российских школьников вернутся в классы здоровыми, повзрослевшими, красивыми, готовыми к новому старту. Начнется полноценный образовательный процесс, обязательной составной частью которого является работа в направлении решения стратегической задачи, обозначенной Президентом России, – воспитание подрастающего поколения. Образование давало и будет давать ученикам не только знания и навыки, но и формировать моральные и духовные ценности, которые станут основой личности. Бесспорным является вопрос о повышении статуса школьного воспитания. Глобальные изменения в мире, современная социокультурная ситуация, создание крупных образовательных комплексов оказывают влияние на поиск новых подходов к развитию системы воспитания и управлению этими изменениями.
Всем известно, что обучение уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему за 11 лет пребывания в школе ученик все же далеко не всегда становится воспитанным?
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современному обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие строить жизнь, достойную человека.
Воспитать грамотную личность, разделяющую традиционные нравственные ценности, способную принимать решения, совершать самостоятельные поступки, готовую к мирному созиданию и защите Родины, вне образовательного пространства невозможно. Выполняя важнейший социальный заказ, школа в первую очередь формирует сознание общества.
С сентября начинаем работать в направлении реализации разработанных школами рабочих программ воспитания. Школьное воспитание может осуществляться в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Для успешного воспитания и социализации подростков необходимо выстроить деятельность с учетом возрастных особенностей и потребностей, способствовать формированию ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций, а также компетенций личностного самосовершенствования, позволяющих успешно решить вопросы социализации и личностного развития школьников. Огромную роль здесь играют окружающая среда, условия, созданные для организации учебно-воспитательного процесса, детско-юношеский коллектив, используемые воспитательные приемы и, конечно, личность педагога. Не утратили актуальности слова В.А.Сухомлинского, что самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, а слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.
Вместе с нами предлагаем порассуждать, что такое воспитывающий урок. Как наполнить его таким содержанием, которое побуждало бы школьников задуматься о социальных ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах? Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности школьника.
Важным воспитательным аспектом является совместная деятельность педагогов и школьников, организуемая за рамками урока, внеурочная деятельность. Поговорим о создании условий для появления у ребенка внутренней мотивации к участию в этой деятельности. Что необходимо предпринять, чтобы участие в ней стало внутренним побуждением, имеющим личностный смысл для ученика.
Огромное воспитывающее влияние на детей оказывают традиции школы, формируя чувства вкуса и стиля. Школьная символика, правила школьной жизни, кодекс чести ученика и педагога содействуют успешной социализации детей, повышают эффективность воспитательной деятельности.
Сформировать лидерские качества, развить организаторские способности, дать возможность ребятам почувствовать себя хозяевами школьной жизни, ответственными за порядок и погоду в своем втором доме, поможет детское самоуправление. Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию. Детские общественные объединения – физкультурно-спортивные, патриотические клубы, волонтерское движение – дают ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. Важное место в системе современного воспитания подрастающего поколения занимает волонтерская деятельность. Участие в волонтерских акциях, деятельность на благо конкретных людей и социального окружения в целом (через разовые акции или постоянную деятельность школьников) сегодня не только смогут помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будут способствовать развитию социально значимых качеств молодежи, формированию активной жизненной позиции.
Организация ключевых общешкольных дел, если становится традиционной, образует своеобразный центр воспитательной работы в школе.
Развитию таких современных социальных компетенций, как исследовательское, творческое мышление, мобильность, личная активность, ответственность, помогут школьные медиа. Развивая информационную культуру, обучая детей делать осознанный и грамотный выбор, формируем высокий нравственный уровень, который будет гарантией их информационной безопасности.
Ключевой фигурой, реализующей воспитательные функции в современной школе, является руководитель класса. Из всех педагогов именно он имеет больше возможностей влиять на личностное развитие школьника, так как ближе всех находится к ребенку. Совместно с родителями, педагогами, другими специалистами руководитель класса осуществляет проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории обучающегося. На страницах газеты коллеги поделятся опытом о формах и методах раскрытия способностей и потенциальных возможностей учащихся, отстаивания интересов и защиты прав детей.
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью. В обращении к Федеральному Собранию президент В.В.Путин сказал: «Поддержка семьи, ее ценностей – это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке». Как сделать родителей школьников союзниками школы? Очень важно, чтобы у родителей складывалось позитивное отношение к школе. Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей. Для более эффективного достижения цели воспитания необходимо обеспечить согласование позиций семьи и школы в данном вопросе.
Мы очень надеемся, что коллективные усилия по организации школьной жизни помогут преодолеть риски и достойно отвечать на современные вызовы. Лев Семенович Выготский считал: «Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети».
Педагогическое сообщество МРСД 29 желает всем успехов, позитива, целеустремленности и неугасающего энтузиазма в новом учебном году на широком поприще воспитания и обучения подрастающего поколения. Сентябрь зовет в дорогу в новый учебный год. Пусть этот путь озаряет свет мудрости и знаний!
Елена УКОЛОВА, директор школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина, председатель межрайонного совета директоров №29
Комментарии