search
main
0

С новой литературой интересно работать. В ней всегда найдешь то, что тебе нужно

Новые направления в российском образовании диктуют новые подходы к процессу обучения. Сегодня по каждому учебному предмету разработаны десятки инновационных и экспериментальных программ. Выбирать приходится и учебные пособия: учебники, а также методические разработки к ним. Понятно, что количество УМК осложняет выбор, но, с другой стороны, возрастает и качество учебной литературы, и качество знаний, получаемых в средней общеобразовательной школе. Обо всех этих проблемах говорили педагоги и управленцы за «круглым столом» в Брянске. И не случайно. Во-первых, школьники региона активно включаются в эксперименты, проводимые реформаторами в образовательной отрасли. Во-вторых, Брянщина – регион в некотором смысле показательный. Здесь наиболее ярко проявляются основные проблемы российской школы, одна из которых – обновление учебных пособий. И, что отрадно, проблемы находят решения.

Иван ГЕРАЩЕНКОВ, начальник Департамента общего и профессионального образования Брянской области:

– Брянщина – регион небогатый, но экономить на образовании не в наших интересах. Даже в самые трудные в экономическом смысле времена мы находили возможность приобретать новые учебные комплекты. Было и такое время, когда мы закупали их по взаимозачетам. Одним из первых, кто откликнулся на подобное сотрудничество, для нас стал издательский дом «Дрофа». Брянские педагоги и сегодня охотно используют учебники «Дрофы». Но существует общий федеральный список рекомендуемых УМК, который и является базовым. Этот перечень насчитывает более тысячи учебных изданий. Учителю, особенно начинающему, достаточно сложно выбрать то, что ему необходимо. Сделать выбор помогают методисты Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Методисты и ученые досконально изучают предлагаемые учебники, отслеживают результаты практической работы по той или иной линии. Ежегодно ученый совет БИПКРО определяет более узкий перечень учебных изданий, которые наиболее подходят для школ области. И пока лидирующее положение на брянском рынке учебной и методической литературы занимают три издательских дома – «Дрофа», «Русское слово» и «Просвещение». Каждое из них по-своему привлекательно для педагогов области. К примеру, за последнее десятилетие заметно расширился ассортимент учебной и просветительской литературы «Дрофы». Сегодня издательство может предложить необходимую книгу дошкольнику, комплекты учебников и для начальной школы, и для среднего звена, и для старших классов.

Брянщина – в некотором смысле экспериментальная площадка. В наших школах апробируются новые учебники. Восемь школ области приняли участие в эксперименте по совершенствованию структуры образования, в рамках которого апробировались УМК для начальной школы и учебники для 10 – 11-х классов.

– Значит, уже сегодня можно сказать о том, с каким издательским домом лучше всего работается брянским педагогам?

– И да, и нет, поскольку сегодня учитель, повторюсь, имеет право выбирать сам учебно-методическую литературу, с которой ему удобнее работать. К тому же в Брянске тоже издаются свои учебные пособия.

Альберт МАЛКИН, директор брянской школы №63, учитель истории:

– Нам сегодня предлагается и рекомендуется министерский перечень, потому с продукцией самиздата учителя работают очень индивидуально и аккуратно. А с новой литературой и новыми авторами всегда интересно работать, хотя идеи и мнения их порой спорны и противоречат друг другу. Но это и делает процесс обучения живым. Подобное возможно лишь в партнерстве с серьезными издательствами. Например, с той же «Дрофой». Лично мне, как историку, очень интересны авторы, с которыми сотрудничает этот издательский дом. Актуальный и, что очень важно, демократичный подход к учебному материалу. Также, насколько мне известно, у «Дрофы» разработаны дидактические и просветительские линии, запущен и мультимедийный проект. Хотелось бы отметить, что сегодня учебник – это не просто источник знаний. Это книга, воспитывающая вкус, культуру ученика. И если ее содержание тонко и глубоко, интересно и доступно, то вот к форме, то есть к полиграфии, есть некоторые претензии.

– А ведь это объяснимо: чем качественнее бумага, тем выше цена учебника. Сейчас УМК «Дрофы» доступны и по цене.

– Но на издательском рынке выбор огромен, и цена уже не самый главный аргумент при выборе учебника и пособий. К тому же, что удивительно, очень многие готовы платить за качество. Приведу пример. В прошлом году родительский комитет решил, что на приобретение учебников нужно скинуться по 150 рублей. В этом году они провели своего рода исследование, сравнили качество книг, их содержание и решили, что детям нужны современные учебники, напечатанные на хорошей бумаге, эстетически оформленные. В итоге требуемая сумма возросла до двухсот рублей.

Юлия РОДЬКОВА, учитель русского языка и литературы брянской школы №70:

– Учебники русского языка (под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта издательства «Дрофа»), по которым я работаю, вначале вызывали у большинства родителей почти шок. Однако последние результаты ЕГЭ показали, что дети, которые изучали предмет именно по ним, справились с экзаменационными тестами значительно лучше. В этих книгах довольно много внимания уделяется развитию коммуникативных навыков ребенка. Именно в этом издательстве выходит достаточно много учебной литературы для дополнительных и индивидуальных работ. Причем все они дифференцированны. Есть задания повышенной сложности, тестовые, контрольные, проверочные и т.д.

Фаина ЛЯЛИНА, завуч брянской школы №63, учитель русского языка и литературы:

– Хочу сказать и о преподавании литературы в старших классах. При подготовке к уроку учителю всегда не хватает дополнительной литературы. Конечно, классика есть классика, но сегодня многое трактуется совсем по-другому, открываются и биографические загадки русских писателей. Мне помогли великолепные литературоведческие серии «Дрофы» о Тютчеве, Фете и др. Написаны они великолепно, доступно. Дети с интересом работают с этими книгами индивидуально. Вообще если говорить конкретно о продукции «Дрофы», то хочу пожелать издателям все-таки перейти к твердому переплету.

– По-моему, это вовсе не плохо, ведь со шпаргалкой еще нужно уметь работать. Хотя бы просчитать, какой текст будет предложен учителем сегодня. А вообще стоит ли переходить на твердый переплет, если тексты и задания периодически должны меняться? Так что использовать этот сборник долго не приходится.

– Да, безусловно, но, к сожалению, пока тексты и задания обновляются не очень часто.

Людмила СЕЧКИНА, учитель биологии брянской школы №32:

– Раз уж заговорили о шпаргалках, добавлю. Учебник биологии, по которому я работаю, был выбран школой в рамках эксперимента. Эту линию издает «Дрофа». Издатели, действительно, любят давать интересные советы. Вот смотрите, завершение темы, параграфа (хотя в этих учебниках несколько иное разделение, но не в этом суть). В конце книги предложены задания тестов для самоконтроля. Это просто прекрасно! Ребенок может проверить себя и готов к приблизительным вопросам учителя на уроке. Далее дается короткое резюме к изученному материалу. И, казалось бы, лучше не придумаешь, но вот посмотрите ниже, под заданиями, сразу даны ответы. Конечно, есть редкие дети, которые закрывают их ладошкой и пытаются сами ответить на вопросы. Но большинство ведь детей вполне нормальные люди!

– Возможно, красочность и иллюстративность учебника требует увеличить формат? Но вообще мне кажется, что идеального учебника просто не может быть, поскольку в учебном процессе не может быть чего-то постоянного. Меняется подход к преподаванию, появляются новые технологии.

– И в этой связи хотелось бы предложить издателям чаще проводить встречи с учителями и методистами в регионах.

Иван Геращенков:

– Подобные встречи проходят, хотя, возможно, не так часто. Но методисты департамента напрямую работают с издательствами. Кстати, с «Дрофой» тесно сотрудничают и наши брянские авторы. Наши учителя стараются следить за новинками.

Альберт Малкин:

– Я уже говорил о том, что учебник сегодня должен еще воспитывать вкус, культуру ученика. Поэтому подчеркну, чтобы удержаться на рынке, издательствам следует подходить к оформлению учебников именно с этих позиций.

Юлия Родькова:

– Мне, как рядовому учителю, хотелось бы иметь больше информации о продукции издательства «Дрофа». Возможно, следует выпускать какие-то каталоги, проспекты. Хотя опять же они, наверное, есть, но у нас в Брянске я ничего подобного не видела. Всю информацию о новинках мы получаем от методистов БИПКРО и нашего библиотекаря. Но откуда узнать о тех же просветительских и литературоведческих сериях?! Разве только в специальном магазине. У нас открыты магазины издательского дома «Просвещения», почему бы и «Дрофе» не последовать этому примеру? Хотя, возможно, это не так просто…

Людмила Сечкина:

– Я пользуюсь исключительно учебниками издательства «Дрофа» и прилагаемыми к ним рабочими тетрадями, тематическим планированием. Это очень удобно – все в комплексе. Но не хватает таблиц. Не знаю, мне могут возразить коллеги, что сегодня есть масса мультимедийных проектов и видеодидактики. Но, согласитесь, даже самый современный фильм с отличным видеорядом проигрывает эмоциональности учителя. К тому же наглядность помогает ученику разбудить свое воображение. Все-таки наглядные пособия хорошего качества должны быть на любом уроке.

– Да и на уроках литературы и русского языка очень не хватает раздаточного материала. К каждому уроку приходится готовить карточки самой. А ведь как удобно иметь в комплекте рабочие тетради. Это и время на проверку сокращает, и дает возможность ребенку самому контролировать, как он усвоил материал.

– Нужно отметить, что наши педагоги, выбирая учебные комплекты, стремятся сохранить единое образовательное пространство. При этом смело экспериментируют. Сегодня Брянщина осуществляет поэтапный переход к профильному образованию. Понятно, что необходимо апробировать УМК и выбрать наиболее приемлемые варианты. Практически все издательства, в том числе и «Дрофа», выпустили серию рекомендаций по использованию имеющихся учебников в профильной школе. Появились учебники по физике, геометрии, литературе, технологии и так далее. Но хотелось бы видеть больше учебников не только для профильной школы, но и для элективных курсов. Мы знаем, что в той же «Дрофе» уже появились такие пособия. Но до нас, к сожалению, они пока еще не дошли. Пока профиль определяется лишь в старших классах, но ребенка нужно готовить к выбору заранее, помочь ему определить нужное направление.

– Еще один важный момент, на котором мне бы хотелось заострить внимание, – это введение здоровьесберегающих технологий. Не секрет, что наши дети быстро утомляются, часто болеют. Этому аспекту уделяется сегодня очень много внимания. Почему бы издателям не включиться в эту работу? Опять же возвращаю вас к учебнику. К примеру, на той же странице, где даются контрольные задания и тесты, резюме и основные термины, можно разместить специальные упражнения для снятия напряжения глаз. Ведь мы на каждом уроке используем подобные трехминутки бодрости. Но лично мне приходилось самой их разыскивать. Вместе с нашим учителем физкультуры мы перелопатили гору литературы и создали свою систему таких упражнений. А ведь детям следует и дома уметь снимать напряжение и усталость, когда они делают уроки. Кстати, на это у ребенка в среднем уходит три часа. И рядом нет учителя. А вот учебник смог бы стать таким необычным помощником и инструктором. Правда, не знаю, насколько это возможно…

…Сегодня действительно требования к учебному пособию очень высоки, поскольку российская школа находится в процессе эксперимента и реформ. Возможно, в скором времени сложится новая образовательная структура, и тогда определятся лидеры – издатели УМК. Сейчас же, по словам выступающих, «Дрофа» довольно быстро реагирует на пожелания педагогов. И что немаловажно, пока продукция этого издательства все-таки самая приемлемая по цене, потому, может, как говорили учителя, иногда уступает по качеству полиграфии. Что же касается методической, дидактической и просветительской литературы, то здесь ассортимент, безусловно, очень широкий и постоянно пополняется новинками. И все-таки главное, что привлекает учителя, это учебный материал. А, судя по выступлениям брянских учителей, издательский дом «Дрофа» по-настоящему держит марку. Здесь работают профессионалы, которые сотрудничают исключительно с серьезными авторами, учеными и педагогами – будь то корифеи или совсем молодые новаторы. А это как раз то, что и должно способствовать созданию хорошего современного учебника, – сочетание классических традиций и современных технологий в образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте