Острогожский филиал Горожанского казачьего кадетского корпуса существует всего четыре года, но его опора – славная история казачества, которое составляло основу населения города Острогожска, когда сюда прибыли черкесские казаки в 1752 году охранять границу.
Я в кадеты пойду, пусть меня научатОстрогожский филиал находится в особняке – историческом памятнике архитектуры ХIХ века, в самом центре города. Когда попадаешь на его территорию, а она составляет порядка 2 га, то чувствуется дух того времени, когда здесь давали балы в здании бывшей городской управы. В советское время там располагалась школа-интернат, которую и преобразовали четыре года назад в кадетский корпус. Получился удивительный синтез. Воспитатели, работавшие в интернате, почти все остались в кадетском корпусе. Они внесли домашнюю нотку любви в общую атмосферу казачьего уклада и дисциплины. Отсюда и отзывы. Обучаться сюда приходят начиная с пятого класса. Мало кто представляет себе ежедневные будни современного кадета, преимущества обучения в таких корпусах, особенности и требования. А между тем еще в 2007 году в статье 86 Закона «Об образовании в РФ» выделено отдельным пунктом кадетское образование. Правда, до сих пор нет федеральных типовых положений по нему. В декабре прошедшего года планировалось принять концепцию кадетского образования, но до сих пор идут обсуждения.Директор корпуса – подполковник внутренней службы Александр Бондарь – показывает корпуса. Юные кадеты, одетые как положено, по всей форме, бегают стайками, щебечут, спешат на очередные занятия или в кружок.- Сейчас наша задача – создать в соответствии с федеральным и муниципальными законами, нашим уставом и положением локальную нормативную базу, – говорит директор.Пока разговариваем, ребята отдают нам честь, дисциплина почти воинская, но нет муштры. Дети ведут себя свободно, как дома, это чувствуется.В стенах старинного здания идет ремонт. Уже закончены работы в спальном отделении. Конечно, с финансированием, как везде, есть проблемы. Но правительство Воронежской области выделило 7 млн рублей на ремонт спальных корпусов, часть которых уже сдана перед новым годом. Уроки позади, началась внеклассная работа. Правда, кое-где в кабинетах сидят преподаватели с учениками.- Здесь у нас огромное преимущество в плане обучения. Если ребенок не понял тему, отстает, то учителя его подтягивают, остаются с ним на дополнительные занятия, никакого репетиторства, – пояснил Александр Алексеевич.Воспитатели заменяют здесь родителей. Это неравнодушные люди, которые привыкли к работе с детьми еще в интернате. У одного из воспитанников мама – инвалид, он рос в неполной семье, им занималась в основном бабушка. Мальчик, как сказали воспитатели, временами проявлял даже жестокость по отношению к матери. За несколько месяцев сын преобразился, отношение к матери стало уважительным, заботливым и нежным.Есть в корпусе педагог-психолог, социальный педагог. Эти специалисты находятся в дальнем корпусе с тем прицелом, чтобы сохранить элемент тайны посещений. Юные кадеты очень полюбили психолога Ирину Чиховскую, теперь они частые ее гости, заходят, чтобы поговорить о себе, своих планах, о жизни вообще да и просто посекретничать.Чувство локтя не метафора- Мы много внимания уделяем здоровью наших кадет, – говорит директор корпуса, показывая современные душевые кабины. – В обязательном порядке – закаливание, утром обмываем торс холодной водой, обтирание. Все занятия строевой подготовкой – на улице, в нашем закрытом дворе. Там же у нас есть полоса препятствий, где ребята тренируются.Воспитанники корпуса посещают художественную и музыкальную школы, театральные студии, занимаются рукопашным боем, участвуют в спортивных секциях. Недавно трое выпускников Острогожского филиала побывали на балу в Москве. Выступления с концертными номерами по району и области – постоянные. У каждого воспитанника имеется внушительное портфолио с наградами и грамотами. Настя Ященко, например, взяла Гран-при на международном конкурсе «Кадетская симфония». Острогожские ребята виртуозно исполняют казачьи танцы, осваивают бальные.- Ребята учатся взаимопомощи, взаимоподдержке, без этого здесь сложно, – говорит Александр Бондарь. – Все начинается со строя. Ходить строем – это не только красиво. Идти нога в ногу, четко маршировать невозможно, если не ощущаешь локоть товарища. Так что кадеты быстро начинают понимать, что выражение «чувство локтя» – это далеко не метафора. Кормят здесь пять раз в день, вкусно, как дома. В столовой пахнет борщом и котлетами. Многие ребята просят добавки, ведь нагрузки физические большие, много бывают на воздухе, гуляют.Сейчас в Острогожском филиале Горожанского казачьего кадетского корпуса 87 кадет. На следующий год в пятый класс запланировано принять порядка 20 ребят.Ну и, конечно, надо учитывать, что кадетский корпус для многих ребят – это единственная возможность получить качественное образование и достойное воспитание. В Острогожском филиале учатся дети из отдаленных уголков района, где нет общеобразовательных школ или до школы надо добираться. 80% воспитанников из малообеспеченных, многодетных и неполных семей, шестеро детей находятся под опекой.Возрождение традицийВ Воронежской области вообще сильны традиции донского казачества. На ее территории четыре кадетских корпуса и пятый – Острогожский филиал. В крупных селах, раскинувшихся по живописным берегам реки, можно частенько встретить группу казаков и казачат. Например, в селе Урыв действует школьный кружок «Казачок». В конце января ребята посетили ветеранов Великой Отечественной войны в честь дня освобождения родного села от фашистских захватчиков. В Урыве сейчас живут три ветерана. Это Михаил Иванович Никодимов, который после войны трудился зоотехником, Николай Иванович Власов работал учителем, выпустил сборник своих стихов, и Николай Иванович Костюченко, который всю жизнь отдал родному колхозу. Ветераны с огромным трепетом и радостью встречали детей, благодарили их за теплые слова, за верность памяти. Первое, что они говорили: «Спасибо, что не забываете!» По этому случаю ветераны надели ордена, а ребята каждому из них вручили поздравительные письма. Марина ЛАВРОВА, директор Урывской школы:- Детский казачий кружок в школе – это огромный плюс в деле воспитания. Не секрет, что в наше время у детей и подростков часто утрачиваются патриотические чувства. А традиции донского казачества основаны на любви к Родине. Именно они положены в основу кружка «Казачок». Ребята принимают присягу, прикладываются к знамени. Все это серьезно и по-настоящему. Николай БОЙЧУК, руководитель кружка «Казачок»:- Сейчас в нашем кружке 40 ребят. Для сельского объединения это немало. У нас есть своя форма, то есть все, как у настоящих казаков. Подростковую энергию нужно вовремя направить в положительное русло. Нужно заинтересовать, увлечь ребят. На занятия они бегут с удовольствием.
Комментарии