search
main
0

С немецкого на русский. Залог успеха – движение вперед

Участники «круглого стола» «Задачи и функции классного руководителя», проведенного «Учительской газетой» в селе Тимашево Самарской области, попробовали подсчитать все профессии, которые связаны с его функционалом. От психолога и врача общей практики до финансиста и менеджера. Насчитав минимум двенадцать, махнули рукой. Слишком много вопросов – от воспитания до надзора – доверяет решать им школа. И это при том, что каждый классный руководитель еще и предметник, за что с него в первую очередь и спрашивают.

Как живется классным руководителям, рассказывает Татьяна ВОРОНКОВА, преподаватель немецкого языка, классный руководитель 11-го «А», 133-й самарской школы с углубленным преподаванием отдельных предметов.

– Конечно лучше, когда начинаешь работу со среднего звена, – уверена Татьяна Евгеньевна. – Первому классному руководству отдано семь лет. В прошлом году предложили взять десятый. Класс сложный. 17 девочек, 8 мальчиков. Треть детей из неполных семей. Разный уровень материального положения. Кто-то летом с родителями поехал в Англию, кто-то на море, а половина собиралась работать – необходимость. Школа-то сейчас «с углубленным преподаванием», а класс собирался еще с рабочего микрорайона. Хорошо, что в школе и в классе атмосфера дружелюбная и спокойная, нет «показа мод» и хвастовства успехами родителей.

Но есть, к огорчению Татьяны Евгеньевны, и серьезные проблемы: отсутствие мотивации на успех, нежелание учиться. Один из учеников, талантливый парень, умница, открыто заявил: «Оценка не показатель ума, мне и тройки хватит, это не главное».

– Жалко, дети-то хорошие, дружные, открытые, отзывчивые, – вздыхает Татьяна Евгеньевна. – Интересов море. У многих по 2-3 кружка. Половина девочек увлечена волейболом. Впервые за одиннадцать лет взяли для школы районный «Кубок Металлурга», первые из 52 школ Кировского района, визгу было! Плавание, вождение, танцы, скрипка, баян, художественная школа и многое другое. Так что, для школьных концертов или газету нарисовать нет проблем. Всегда идут навстречу. Но в учебе «ленивые…».

И все-таки, убеждена руководитель 11-го «А», за год изменилось многое. После девятого была в ее классе одна претендентка на серебряную медаль. Сейчас она планирует «золото», и еще трое идут на «серебро». Половина ребят определились с поступлением, пошли на курсы, готовятся. Татьяна Евгеньевна дала всем на лето простое задание: пройтись по вузам, познакомиться с правилами приема, «что, где, как», узнать проходные баллы, определить свои силы. Получили «домашнее задание» по русскому, литературе и математике – надо подтянуть то, что вызывает сложности.

Что все-таки было самым сложным? Оказывается, перемена отношения к классному руководителю. В пятнадцать лет ребята считают себя взрослыми, сформированными. Приоритеты в жизни уже определили, живут своими интересами. «Вы, конечно, все правильно говорите, но нас уже не переделаешь, сами знаем, как жить», – такие заявления, увы, были, но прошли. Сейчас отношение другое: «Откуда у вас столько энергии, завидуем!»

В первую очередь Татьяне Евгеньевне помогают родители. Открыли «родительский всеобуч». Вместе планируют, обсуждают, выбирают самые острые вопросы по воспитанию и образованию детей. Родители сами проводят «круглые столы», дискуссии, читают лекции. Участвуют во всех классных и школьных мероприятиях. В июне класс побывал на экскурсии в Ульяновске, ее полностью организовали родители. Теперь обдумывается работа с родительским комитетом на следующий год, класс выпускной, без помощников не обойтись.

Главное, считает Татьяна Евгеньевна, помочь ребятам правильно спланировать подготовку к экзаменам и поступлению в вуз, закрепить установку на успех. Но не менее важно в выпускном классе сохранить дружеские отношения, чтобы потом, «увидев друг друга, не переходить на другую сторону улицы», чтобы было желание вместе куда-нибудь съездить, набраться новых впечатлений.

Конечно, сложно быть классным руководителем, мешает безумное количество бумаг, планов, отчетов. Все искупает только общение с детьми.

Рецепт классного руководителя от Татьяны Евгеньевны прост: забота, поддержка, сотрудничество. Воспринимайте своих питомцев как личности, всегда будьте вместе и рядом с ними. Но есть еще не менее важное. Личность самого классного руководителя. Его позиция в жизни, умение не стоять на месте, двигаться вперед.

А еще классному руководителю помогает увлеченность своим предметом. Татьяна Евгеньевна три часа в неделю говорит о жизни и мире вокруг со своим классом на немецком языке. Преподает его уже 16 лет. Кстати, годовую практику на третьем курсе Куйбышевского госуниверситета прошла еще в ГДР. Вспоминает, как было трудно после окончания вуза найти место. Немецкий не котировался. Пришлось преподавать русский (безусловно, великий и нужный, но хотелось же любимый!). Как радовалась, когда нашлась нужная школа. Потом замужество, декрет, маленькая дочь. Девять лет назад пришла Татьяна Евгеньевна в 133-ю школу, где смогла реализовать себя. «Углубленное преподавание» предусматривает в первую очередь изучение иностранных языков, страноведения и литературы на языках оригиналов.

Вместе со второй «немкой», Еленой Анатольевной Мистюковой, пробили и организовали в 1999 году сотрудничество с Цеппелин-гимназией города Штутгарта. Три раза ученики школы ездили на стажировку, жили в немецких семьях. Два раза принимали немецких гостей у себя. Так как помогли областные власти, оплачивали проезд, а принимающая сторона брала на себя расходы на месте, для детей поездки были практически бесплатными. Смогли поехать ребята не только из обеспеченных семей. Единственный критерий отбора – успехи в немецком, желание продолжать образование на языковых факультетах. К сожалению, недавно человек, который решал вопросы по ту сторону границы, умер, и связь со Штутгартом прервалась. Стали самостоятельно искать других партнеров. В прошлом году приняли участие в международном конкурсе «Немецкая вещь вокруг нас», проводимом немецким культурным центром имени Гете. Дети писали сочинения на немецком языке. Кто-то о гноме с дачного участка (немецкая традиция), кто-то вспомнил о происхождении крендельков из соседнего магазина. Мальчик, увлекающийся «тяжелой музыкой», владелец немецкого диска, рассуждал о своей любимой группе. Дома нашлись открытки, календари. И хотя конкурс проводился от Казахстана до Прибалтики, школа вошла в тройку победителей. Гете-институт подобрал нового партнера – Пушкин-гимназию города Хеннингсдорф и оплатил авиаперелет до Берлина. И вот в прошлом сентябре 15 учеников начали учебный год в Германии. В январе уже принимали новых друзей в Самаре. Больше всего немецким школьникам понравились подарки: учебники русского языка, книги о Пушкине, газеты и журналы.

Татьяна Воронкова – личность в Самаре известная. Победитель конкурса «Методическая разработка урока» с грантом на месячную стажировку в Берлине, финалист конкурса «Учитель Самарской области 2003 года» (2-й результат по городу, 4-й по области). В 2004 году она – победитель областного конкурса «Лидер Самарского образования», финалист конкурса в Москве.

А в этом году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Татьяна Евгеньевна победила в конкурсе на президентский грант. И результат этот заслуженный.

Самара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте