Многие профессии уходят корнями в далекое прошлое. Учитель, писатель, купец… А некоторые, наоборот, появились совсем недавно и сразу же получили огромную популярность. Например, блогер. С одним из таких людей я вас хочу познакомить. Это Андрей ЕГОРОВ, топовый блогер Рунета, а в анамнезе еще и педагог. Настоящие блогеры народ очень занятой, и тем более приятно, что Андрей нашел время, чтобы отвлечься от всепоглощающей Сети и ответить на мои вопросы.
– Андрей, по образованию ты учитель истории. Если не секрет, что побудило тебя пойти в педвуз и выбрать именно эту специальность?
– По образованию я филолог, причем даже не учитель русского языка и литературы, а, как написано в дипломе магистра, «литературовед, специалист по зарубежной литературе». Изначально я поступил на биофак педвуза, имея за плечами биохимический лицей. Там было интересное направление – «Биология и английский язык». Но уже после первого курса, точнее после того как меня накормили ненавидимой мною химией, понял: не мое. Сериал «Во все тяжкие» еще не был популярен, и химия меня не привлекала. Поэтому перевелся с биофака на филфак того же вуза. Дело в том, что я всегда, сколько себя помню, что-то сочинял, записывал рассказы в блокнотики. Это было интересно. Вот так и стал литературоведом, окончив бакалавриат и магистратуру.
– Насколько я знаю, в школе ты какое-то время все-таки поработал. Что тебе там понравилось, что – нет, в чем причины твоего ухода, не жалеешь ли об этом?
– В школе мне ужасно не понравилось, что именно на учителе литературы лежит максимальная ответственность за воспитание подрастающего поколения. То самое воспитание, которого так не хватает современной школе. И потом, ты же помнишь, в конце девяностых – начале нулевых уже начиналась та самая ненавистная нам всем эпоха, когда учителя стали превращать в обслуживающий персонал. Мол, «ты работаешь для меня, ты обязан меня заинтересовать, давать мне знания, сделать так, чтобы мне было комфортно, ты должен предоставить мне полный ассортимент услуг, и вообще ты мой слуга, ты для меня не авторитет!». Попробовал кое-кого задавить авторитетом. Но сама необходимость давать знания тем, кому нужен только диплом (а я работал в вечерней школе), убедила меня, что это не моя профессия. К тому же зарплата была мизерной.
– Вторая твоя ипостась – писатель. Причем, если судить по датам выхода книг, публиковать свои произведения ты начал на заре нулевых, а закончил незадолго до их завершения. Что это был за период, что мешало начать публиковаться раньше, почему ты оставил это занятие?
– Публиковаться раньше я не мог, потому что у меня не было написано ни одного готового романа. А издатели ждали именно крупных произведений. Поэтому, когда пошли романы, все они были опубликованы. И, собственно, все, что я написал, вышло. Я не оставил это занятие, но я ведь блогерствую, а значит, у всех на виду, и каждому нужно было мою блогерскую ипостась сопоставить с писательской. В определенной момент я понял: публиковаться под псевдонимами и удобнее, и спокойнее с точки зрения того, что никто, чье мнение тебе не нужно слышать, не капает тебе на мозги. Я и сейчас пишу, но теперь уже современную прозу. Фантастика стала для меня возрастным явлением, а в жизни столько интересного, что ничего додумывать не приходится. Да и жизнь моя, как оказалось потом, когда я писал три тома автобиографии, во многом была похожа на роман.
– Судя по твоей интернет-активности, блогер – еще одна ипостась юзера под ником rovego. Более того, блогер топовый, тысячник. Скажи, ты с самого начала решил войти в Топ-1000, Топ-100, Топ-10 Живого Журнала или это желание возникло в процессе, по ходу дела?
– Я никогда не решал входить в какие-либо топы. Просто так сложилось само собой. Сразу после учительской карьеры пошел работать в IT-департамент крупной компании. И пошло техническое развитие. Я стал во всем этом разбираться. Понял, что за социальными сетями будущее. И плавно влился в этот процесс. Неожиданно для себя стал популярным блогером, некоторое время даже входил в десятку самых читаемых и цитируемых юзеров российского сегмента Интернета. Периодически все это наскучивало, поэтому бросал, переключался на что-то другое. А потом снова возвращался.
– Насколько я помню, блог в ЖЖ ты начал вести где-то в середине нулевых. Что ты искал в сетях и что нашел? И чем был вызван переход из одной сети в другую, в частности на Фейсбук?
– Выбирать какую-то одну площадку нет смысла. Проще вести свой блог везде и присутствовать на всех площадках сразу. Тем более что у каждой из них свои особенности, свои плюсы и минусы, своя аудитория. Забанят в одном месте, можно не печалиться особо, у тебя есть запасные площадки. Меня, кстати, изредка банили по политическим мотивам, со мной жестко разговаривали, угрожали и даже преследовали, и по закону. Но это обратная сторона популярности, ведь всегда найдутся те, кому твое мнение поперек горла.
– Что же тебя во всем этом привлекает? Это какой-то способ самовыражения, попытка донести до людей какую-то важную информацию, некая игра, состязание и т. д.?
– Сначала я вообще не понимал, зачем оно мне нужно. Все в сетях сидят, и я сижу. А потом втянулся. Социальные сети – это же своего рода наркотик. Но полезный, потому что всю информацию я, конечно же, черпаю из них. Новостные программы по TV или радио для меня просто перестали существовать.
– Поделись с нашими читателями секретом: в чем успех популярности блогера? Есть ли универсальный рецепт типа «много фото котиков, чуть-чуть секса, куча сплетен и скандалов, щепотка чернушки»? Или тут все строго индивидуально?
– Главное – быть самобытным. Просто умения хорошо писать на самом деле мало. Нужен оригинальный взгляд на проблему. Нужен эпатаж. Нужна дискуссионность. Нужно уметь ловить тренды и проходиться по ним. Нужно жить внутри общества и понимать темы, которые его волнуют. Кстати, наиболее популярные блогеры, как правило, всегда замечательные аналитики. Они каждый день переваривают столько информации, что запросто могут разбираться во всех тонкостях тех или иных проблем. Да, они знают больше, чем среднестатистический обыватель. Хотя опять же все специфично. Но то, что блогер становится профессией, и весьма востребованной, я предсказывал еще лет десять назад. Но профессия эта довольно специфичная. Очень редко кто занимается только этим, очень мало кого она, что называется, кормит, обычно, наоборот, съедает много времени. Поэтому для меня это скорее хобби, ведь у меня всегда есть та работа, которую принято называть основной. Сейчас, к примеру, для одного онлайн-портала пишу криминальную хронику. Попутно перепадает и материал для блога. То есть совмещаю приятное с полезным.
– Может быть, доступ к интересному и оригинальному контенту – еще одно условие, чтобы стать популярным?
– Пожалуй, наиболее важное условие, чтобы стать популярным, – быть не таким, как все, оригинальным, выделяться чем-то, например специфическим чувством юмора или умением анализировать информацию, нестандартным подходом. Это сложная наука – блогерство.
– С высоты своего сегодняшнего положения скажи, должен ли каждый педагог непременно идти в сети и стараться там охватить свою целевую аудиторию – детей и их родителей? Или тут действует принцип «дано/не дано», то есть, если тебе в сетях некомфортно, лучше туда и не лезть? И насколько реально велик образовательный (и в первую очередь воспитательный) потенциал социальных сетей, чтобы учителям следовало его учитывать и использовать?
– Мне кажется, хороший педагог всегда должен быть современным, знать то, чем увлекаются его дети, иметь представление о том, где они проводят время, чем занимаются, что обсуждают. Но некоторым лучше в соцсети не лезть. Это, кстати, касается не только учителей, но и чиновников, которые с их суконным языком в блогах и комментариях выглядят, мягко говоря, странновато. Если педагог не понимает специфику той или иной интернет-площадки, он станет посмешищем. Безусловно, образовательный потенциал соцсетей велик. Но в то же время не стоит делать из этого культа. Педагог должен учить молодое поколение критическому мышлению, подвергать сомнению и анализу все, что они найдут в Интернете, а не принимать на веру только потому, что это сказал какой-нибудь авторитет.
– А есть ли среди твоих друзей и знакомых именно такие педагоги, которые обладают всеми перечисленными достоинствами? Или это некий абстрактный, сублимированный образ?
– Боюсь, что нет, увы. Но стремиться к этому должен каждый учитель, я в этом уверен.
– А должен ли быть блогером писатель? И почему люди, которые пишут потрясающе интересные книги, порой совершенно не интересуются сетями или выглядят там, мягко говоря, довольно блекло? Как объяснить тот факт, что среди блогеров встречаются выдающиеся мастера слова, способные заинтересовать огромную аудиторию, но они тем не менее не считают себя и не считаются не только писателями, но даже интернет-журналистами?
– Блогер все-таки иная профессия, которая к писательству не имеет никакого отношения. Быть хорошим писателем и хорошим популярным блогером – разные ипостасти. И я стараюсь, чтобы конкретно у меня они не пересекались. Даже литературный текст и текст поста пишутся абсолютно по-разному. Блогерство ближе к журналистике. Ведь грамотно построенный пост должен иметь броский заголовок и лид, «шапку», которые должны вовлекать читателя, побуждать его читать и комментировать. Но все же блогерство далеко и от классической журналистики. Возможно, в будущем появятся факультеты блогеров, профессура блогеров. Не удивлюсь, если так и будет.
Полную версию интервью читайте на сайте www.ug.ru
Комментарии