Ребенок, рождаясь, познает мир благодаря глазам. Их называют зеркалом души, окнами, через которые вливается весь многоцветный удивительный мир. Однако не всем даровано, казалось бы, такое естественное счастье – видеть. Кто-то теряет зрение из-за болезни, а кто-то появляется на свет слепым. И тогда остается надеяться только на чудо и еще на чутких, добрых и знающих педагогов, которые порой не просто учат ориентироваться в мире, который не видишь, но и исцеляют душу, а иногда и глаза. Именно такие люди работают в специальной коррекционной школе №127 города Челябинска.
В этой школе все необычно – маленькие кабинеты, зрительные тренажеры на стенах, крупная наглядность и толстые книги, в которых вместо букв рельефно-точечный шрифт.- Мы работаем в тесном содружестве с медиками, – рассказывает директор школы Тамара Николаевна Телелюева, – нам помогают специалисты службы сопровождения – офтальмолог, педиатр, психологи, ортоптисты, логопеды, массажисты. В школе есть оборудованные всеми современными техническими средствами офтальмологический, процедурный и массажный кабинеты, есть зал ритмики и ЛФК. Сложность в том, что некоторые наши ребята помимо проблем со зрением имеют и другие отклонения в здоровье – задержку психического развития, умственную отсталость. У 78 процентов детей инвалидность по зрению, есть и абсолютно незрячие. Контингент школы непростой, из 160 детей 27 из многодетных семей, 38 – из малообеспеченных и неполных.По нормативу слабовидящих детей в классе должно быть не более 12 человек, незрячих – 8, а если есть еще и другие нарушения – только пять. По сути, здесь индивидуально работают с каждым ребенком, пытаются поддержать его, уловить настроение и подбодрить. И незрячие малыши откликаются на любовь и внимание взрослых, тянутся к ним всей душой.Шестиклассника Владислава Саунина, улыбчивого, с прекрасным голосом и слухом, любят все. Мы знакомимся с ним на уроке русского языка. Влад старательно выбивает в своей тетради при помощи специального приспособления точечки – это шрифт Брайля, которым ребенок уже полностью владеет. Владислав коммуникабелен и общителен. Сразу же вступает с нами в разговор, хотя можно представить, как это сложно сделать ребенку, если он не видит собеседника.- Владислав – наша звездочка, необычайно одаренный ребенок, – с гордостью говорит Тамара Николаевна. – И он такой не один, наша выпускница Женя Слинкина сейчас успешно учится в педагогическом университете, а восьмиклассник Кирилл Романов пишет рассказы на экологические темы. Кстати, именно с Кириллом произошло настоящее чудо, он стал лучше видеть.- К слову сказать, у нас нет ни одного случая, когда зрение ухудшилось в стенах школы, – продолжает разговор директор, – мы тесно сотрудничаем с офтальмологическими центрами Челябинска, Екатеринбурга и Уфы; если есть надобность, отправляем своих детей туда на консультацию. Кстати, в учебный и воспитательный процесс активно внедряются здоровьесберегающие технологии – ребята делают на уроках утреннюю гимнастику, у них есть динамические перемены и лечебная физкультура.Конечно, основополагающий фактор обучения в этой школе – коррекционная направленность образовательного процесса. Педагоги используют на уроках особые средства наглядности, тифлооборудование, нестандартный дидактический материал.Особое внимание уделяется здесь коррекционным курсам – ориентировки в пространстве, ребята осваивают социально-бытовую ориентировку, занимаются ритмикой. Им помогают развивать мимику и пантомимику, зрительное восприятие. По некоторым курсам созданы авторские программы, которые прошли апробацию и получили положительные отзывы по результатам диагностики.Любимое место у ребят в 127-й школе – библиотека, во-первых, здесь созданы комфортные условия как для малышей, так и для подростков, младшеклассники могут поиграть на коврике, книги для них особенные – с объемной наглядностью, для старшеклассников – говорящие книги – им куда проще послушать «Войну и мир», чем прочитать, учебники здесь есть как со шрифтом Брайля, так и записанные на флеш-картах. Есть и специальные издания для слабовидящих, с крупным шрифтом. Заведующая библиотекой Елена Александровна Митрохова настоящий энтузиаст своего дела, она ведет кружок по поисковой работе, уже издан сборник поисковых работ школьников, а также их стихи и рассказы.- Мы стараемся, чтобы дети наиболее полно раскрылись в стенах школы, смогли реализовать все свои таланты, – говорит директор школы, – они участвуют в спартакиадах, в международной выставке «Равные возможности», конкурсе социальных проектов «Подарю тебе мир» и других.Особое место здесь уделяют профориентационной работе. Так, здесь организована предпрофильная подготовка по курсу «Обучение массажу» (9-12-е классы). В учебный план введена дисциплина «Экономика», для того чтобы выпускники школы успешно адаптировались в различных сферах трудовой и образовательной жизни.- Мы можем быть спокойны за своих ребят, – говорит Тамара Николаевна, – все они нашли свое место в жизни, у кого-то свое дело, кто-то пошел работать или продолжает учиться….В этой школе ощущаешь особую теплоту и внимание к каждому ребенку, здесь нет равнодушных учителей, и потому дети, даже не видя лиц своих воспитателей, знают – это близкие для них люди…
Комментарии