Воспитательная работа в школе всегда системна и постоянна, в противном случае результатов не будет. Конечно, успех воспитания зависит от многих составляющих, но роль школы ни в коем случае нельзя умалять, хотя в последнее время нас призывают «оказывать услуги», с чем я в корне не согласна. Для меня в официальном определении педагогики как науки на первом месте стоит воспитание, вместе с тем понятно, что воспитание и обучение – это двуединый процесс.
Работа в сельской малокомплектной школе имеет свою специфику и накладывает отпечаток и на образовательный, и на воспитательный процесс. У нас родители заняты в первую очередь работой в личном подсобном хозяйстве. Отсутствие постоянной работы вырабатывает в человеке комплексы – заниженную самооценку и стереотипы. В 1-й класс ребята приходят неподготовленные ввиду отсутствия детских дошкольных учреждений. Мы достаточно удалены от крупных культурных центров, поэтому школа – это и культурный, и общественный центр села. Есть школа – есть деревня, нет школы – деревни нет. Вместе с тем надо сказать, что наши дети настоящие труженики, которые уже в раннем возрасте многое знают и умеют.В связи с малочисленностью учеников в классе я в основном использую технологию КОДа (коллективное общее дело), не забывая об индивидуальной работе по мере необходимости. У нас есть девиз, своя песня, а также своя школьная символика: гимн (я автор слов), флаг, эмблема. Каждое большое мероприятие в школе начинается с исполнения гимна и поднятия флага, как российского, так и нашего школьного. Все это здорово воспитывает и объединяет. Мы хотим, чтобы из наших детей выросли патриоты, настоящие граждане страны, нашей России. На сегодняшний день в вопросе воспитания это приоритетная задача всего общества, требующая быстрого и своевременного решения. Мне кажется, что отсутствие детской общественной организации, объединяющей всех учащихся страны, – большой минус, а ее наличие могло бы снять очень много проблем, связанных с воспитанием юных россиян. Чем не национальная идея?! Ведь человека надо, говорят, воспитывать, когда он лежит поперек кровати, а не вдоль.Настоящая разработка составлена из стихов моей ученицы Елены Махеевой, моих стихов. Считаю, что такая работа имеет огромное воспитывающее значение, практическую ценность. Во-первых, осознание того, что стихи можно писать не только признанным поэтам, но и простым смертным, мне кажется, дает детям стимул к творчеству. Во-вторых, другими глазами смотрят ребята на своих одноклассников: рейтинг юных поэтов растет, повышается самооценка, особенно если раньше ученик находился в тени. В-третьих, налицо интерес к литературе, к поэзии. Стихи из композиции можно читать как самостоятельное произведение, анализировать, т. е. использовать на уроках литературы, во внеклассных мероприятиях, классных часах, на уроках Мужества или других масштабных мероприятиях. С этой композицией мы выступали на Фестивале народного творчества, посвященного Дню Победы. Она была тепло принята слушателями.Рассчитана она на аудиторию разновозрастную, начиная приблизительно с 12 лет. Может быть, кому-то наши стихи покажутся простыми, незамысловатыми, но написаны они от чистого сердца, с чистыми помыслами.Ход мероприятия1-й чтец: Родина… Что это?Роса на листе,Узор на стекле?2-й чтец: Ветер с полей,Крик журавлей?3-й чтец:Солнца восход,На реке ледоход?4-й чтец:Друга рука,Песнь у костра?5-й чтец: Звезды в ночи,Хлеб на печи?3-й чтец: В жизни многое можно познать,Если путь очень верный избрать,Если сердце любовью наполнить до края,Уваженье, отвагу, милосердие зная!6-й чтец: Вот и значит, что Родина -Это страна, и земля, и мечта,И судьба – твоя и моя!(Наталья Николаева. «Родина»)На фоне портрета Владимира Бузинаевича Борсоева, Героя Советского Союза, гвардии полковника, уроженца Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, годы жизни: 1906 – 1945. Звучит бурятская мелодия.7-й чтец: Война взлетела ракетой,Прошла по натянутым нервам,И кануло в пропасть летоТысяча девятьсот сорок первого.Солдаты встали стеноюРодину защищать,Кровавою пеленою Покрыто облако под закат.5-й чтец: Земляк наш, Владимир Борсоев,Бурятской земли славный сын,С войною решил поспорить -И в споре был не один.Как могли, приближали победу,Хотели вернуться домой.Но не знал Борсоев, не ведал:Подо Львовом погиб герой…6-й чтец: Холм Славы стоит обелиском.Всем, кто погиб, бы жить…Но разве без смертного рискаСмогли бы войну победить?А памятник – тот же камень,Он может рассыпаться в прах… Но подвиг героя и славаБессмертны в наших сердцах.(Елена Махеева. «Памяти Борсоева»)1-й чтец: Смотрю я фильмы и читаю книги о войне.И столько ярости, страданий, страха, болиОтражено в той ранней седине,Что выпала бойцам на долю.Из деревни нашей много уходилоС мечтой вернуться на тоонто нютаг,Жаль, не у всех она осуществилась,Но кто погиб – погиб не просто так.«Тоонто нютаг» в переводе с бурятского языка – «родная земля», «место, где родился», обычно место, где зарывали послед ребенка.5-й чтец: Мы будем помнить подвиги героев,Хоть многих имена нам неизвестны.Средь них лежит и предок мой,Под Ленинградом, где-то в страшном месте.И каждый год уносит дальше насОт страшных дней войны и смерти.Солдаты, будем помнить подвиг, помнить вас,И славы память не померкнет!(Елена Махеева. «Наследие»)Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен…».8-й чтецМы с мамой на ярмарке.Все хохочут, поют, веселятся,А я страшно боюсь потерятьсяИ поэтому крепко за руку держусь.Вдруг волненье как будто в толпе,Что-то странное движется с песней,И становится душно и тесноСреди яркого дня, среди моря людей.Я увидела дядю в тележке:Он катился, в руках – утюжки,Вместо ног – «чурбачки»Под коричневым кожаным фартуком.Взгляд у дяди плохой:Он глядит мимо нас не моргая.На рубашке «кружочки» сверкают.- Он герой, – слышу мамин я голос.- А герои бывают без ног?- Да, они Родине честно служили, Голодали и мерзли, а все-таки победили,Дочка, помни об этом всегда.(Наталья Николаева. «Встреча»)2-й чтец: Жизнь за Отечество отдатьКак будто рад солдат,Но он ведь тоже человек – Он хочет жить. Служить?А если нет, то как роднымВ глаза смотреть? Ответь.3-й чтец: Не лучше ли в боюГероем умереть?Ответа нет.Так думай сам, решение твое…И жизнь твоя…Хотя в твоих рукахСудьба и мира, и моя!(Елена Махеева. «Долг»)8-й чтец: Не могу без волнения слышать немецкую речь,Хотя знаю: народа здесь нету вины,Но в сознании сразу – огромная печьИ колонны несчастных, что сгинуть в ней разом должны.Почему-то опять «стопроцентный ариец»Голубым и презрительным взглядом мелькнет,А в ушах женский крик «Кровопивец!»,Дверь той самой большой душегубки прервет.И тревожно гудит Бухенвальдский набат,Призывая к возмездию, памяти, миру,Между прошлым и будущим тонкий канат,Пусть не рвется в веках и звучит торжествующей лирой.Не могу без волнения слышать немецкую речь,Хотя знаю: народа здесь нету вины.(Наталья Николаева. «Не могу без волнения…»)Звучит песня «Москвичи» В. Винокурова.7-й чтец: Я вновь иду по замкнутому кругу:Надежды нет, затерянный тупик,Казалось, ободрял недавно друга,А ныне сам невольно сник.И тянется уныло бесконечноТропа, заросшая ромашкою в цвету.1-й чтец: Когда-то ты, веселый и беспечный,Насвистывал мелодию, мечту,Ждал чуда, были крылья за спиной,Готовился умчаться к звездам…Но вот раздавлена мечта войнойИ выброшена танку под колеса.9-й чтец: Но нет, врагам не уступлю.Еще никто не смог меня согнуть,Я, если нужно, горы разверну,Погибну сам, но сокрушу войну!(Елена Махеева. «Клятва»)2-й чтец: Букет гвоздик, пучок еловых веток – Обычная для памятников дань.А для людей, огонь войны прошедших, Важней всего не орден, не медаль.3-й чтец: Им главное – людское понимание,Тепло и свет, доверие, добро…Не пожалеем нашего вниманияДля тех, кто жизнью рисковал порой.4-й чтец: Им так важны сочувствие, любовь,И знание, что ты кому-то нужен.Что ты не зря сражался, пролил кровь,И этот мир тобой заслужен!(Елена Махеева. «Ветеранам»)6-й чтец: Это какое-то древнее зло:Снова опять развязали войну.Тем, кто остался в живых, повезло,Тех, кто погиб, уже не вернуть.Звучит песня «За того парня» из кинофильма «В бой идут одни старики».1-й чтец:Сила ценилась во все времена,Но в эту войну все было особо:Многих погибших бойцов именаНе высек никто, не поставил надгробий.8-й чтец: Будет солнце светить еще тысячи лет,Ветер свистать, трава зеленеть,От подвига их остался нам след,И мир сохранить его должен успеть!(Елена Махеева. «Зло»)Звучит заключительная песня – «Звезда по имени «Солнце» В. Цоя из кинофильма «Игла». Наталья НИКОЛАЕВА, учитель русского языка и литературы Идыгинской средней школы Эхирит-Булагатского района Иркутской области
Комментарии