search
main
0

С мечтой о кладе

Игра – ступенька перехода из детства в юность. Через игру ребенок учится жить. Игрушка – это тот предмет, который помогает ему проектировать жизненную ситуацию. Я думаю, каждый из нас хочет, чтобы его дитя выросло добрым, отзывчивым человеком.

Когда у нас в стране произошли перемены, взрослые запутались в системе ценностей. Где уж тут разобраться ребенку! С другой стороны, игрушка, воплощающая космического героя, пирата, разбойника, должна иметь место, потому что “дух приключений” удивительно силен. Вспомните, как мы сами мечтали о кладах, о битвах, о погоне за сокровищами. Непременным условием такой игры должен становиться хороший финал, но это условие, к сожалению, постановщиками или изготовителями электронных игр не соблюдается. На карту поставлены большие деньги, а для бизнеса не существует понятия нравственности.

Куклы нашего музея – это история России, история других стран. Им всем больше ста лет. Они свидетели войн, пожаров, революций, перестроек. Они уникальны тем, что вообще сохранились во времени. Их не делали тысячами, тогда не было массового производства игрушек. Но над ними работали мастера. Долго, кропотливо корпели над фарфором, воском, глиной. Даже если была отлита общая форма, мастер все равно “доводил” куклу своими руками. Обжигал, обрабатывал, расписывал. Приклеивались настоящие волосы, шилась одежда. Мастер вкладывал душу в свою работу. И его тепло, любовь передавались ребенку. У всех кукол нашего музея одухотворенные лица. Сделанное с любовью всегда несет добро.

Елена КИРЕЕВА,

сотрудник Музея уникальных кукол

Москва

Откуда берутся больные люди

“Дети должны готовиться к школе”, – беспокоятся родители. Но именно при игровом действии закладывается тот ресурс, эмоциональный, интеллектуальный, коммуникационный, откуда черпаются жизненные силы! В школе от ребенка будут только требовать: дай знания, дай понимание, дай дисциплину. Пытаясь восполнять свои потери, ребенок играет на переменках, но его инициатива наказуема. Все эти новомодные скоростные методы обучения калечат детскую психику. Конечно, это эффективный бизнес, но это не повод для того, чтобы делать детей заложниками школы.

Игра “проживает” в той области мозга, которая отвечает за поведение в семье. Если ребенок не наигрался от трех до пяти лет, то это породит массу проблем для него и для его родителей в будущем. Недоигранность спроецируется на отношение к близким, не говоря уж о посторонних. Таким образом, лишая ребенка детства, насильно навязывая ему обучение, мы закладываем программу на дальнейший демографический обвал и депопуляцию собственной страны.

Игры должны иметь минимум морально-этических навесок, минимум привязок к возможной школьной программе. Это должны быть игры, которые настолько эмоционально возбуждают ребенка, что он готов посвятить им несколько часов. Гражданский долг взрослого – играть вместе с ребенком. Ребенок таким образом перенимает поведенческие, психологические, интеллектуальные навыки.

Дети отвечают на запрет играть уходом в себя, замкнутостью. Но это излечимо: немного внимания, сотворчества – и у ребенка опять лучатся глаза. Недопроживший детство человек заболевает навсегда. Равнодушием, беспринципностью, злостью. Оглянитесь – и вы встретитесь с недоигравшими людьми…

Алексей МАРТЮШЕВ,

психолог, директор Центра развития

игровых форм обучения

Киев

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте