search
main
0

С малых лет приобщаем к культуре

Эстетическое воспитание должно осуществляться с рождения и пронизывать всю последующую жизнь ребенка. Именно этому положению следует Ресурсный центр – прогимназия №1882, это уникальное образовательное учреждение, которым в течение многих лет руководит заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук Елена Пелих. Коллектив учреждения – высококвалифицированные специалисты в области дошкольного воспитания, влюбленные в свое дело, убежденные в том, что воспитывать и обучать детей дошкольного возраста должны высокообразованные педагоги, способные работать творчески. А поэтому надо постоянно учиться. Руководство учреждения нацеливало педагогов на активную работу по повышению профессиональной компетентности, на получение высшего образования в МГГУ имени М.А.Шолохова.

Тамара КОМАРОВА, доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки РФ, эксперт ЮНЕСКО:

Значит, необходимо создать такие условия, при которых коллектив сотрудников дошкольного учреждения как единый сплоченный коллектив работал бы в инновационном режиме. Прогимназия становится экспериментальной площадкой кафедры эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического института имени М.А.Шолохова (ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова). Тема экспериментальной площадки в детском саду была определена как «Интеллектуальное и художественно-творческое развитие детей». Внутри этой темы выделялись подтемы: «Интеграция в интеллектуально-эстетическом воспитании детей», «Эстетическая развивающая среда», «Формирование художественно-творческих способностей у детей», «Основы преемственности в формировании интеллектуально-художественных способностей и одаренности у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Мы считали необходимым проведение семинаров, консультаций для педагогов детского сада, на которых знакомили их с целью, задачами и инновационными технологиями работы с детьми. Важно, чтобы воспитатели осознанно включались в эксперимент. Фактически это служило повышению их профессиональной квалификации. На базе прогимназии №1882 стали регулярно проводиться окружные, городские методические мероприятия, семинары, курсы, конференции, в которых активное участие принимали не только преподаватели, аспиранты кафедры эстетического воспитания, но и педагоги прогимназии, учителя начальной школы.

В концепции исследования художественно-эстетического воспитания мы предлагаем развитие художественно-творческих способностей у детей, что, с нашей точки зрения, определяется интегрированным использованием всех средств эстетического воспитания, разнообразных видов искусства и художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной и эстетики окружающей жизни, включая природу. При этом мы рассматриваем ознакомление детей с искусством и их художественную деятельность как органическую часть всей воспитательно-образовательной работы с ними, в процессе которой решаются как общие задачи воспитания и развития, так и специфические для каждого вида искусства и художественной деятельности. Разрабатывая систему формирования интеллектуального и художественно-творческого развития детей и их способностей, мы опирались на ряд положений, обоснованных нами применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста. Овладение разнообразными художественно-творческими деятельностями основывается на развитии психических процессов, необходимых для создания образов, объектов и явлений. Основываясь на работах отечественных и зарубежных ученых, а также наших многолетних исследованиях, мы выделили в качестве ведущих психических процессов, без формирования которых ребенок не сможет успешно овладеть деятельностью и нельзя будет развить его способности, восприятие, образное представление, мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к искусству, окружающей жизни и деятельности, овладение способами деятельности, а также внимание, память. Все названные психические процессы в разнообразных видах художественной деятельности и формируются, но не спонтанно, не сами по себе, а при условии руководства педагога.

Большое значение в решении задач эстетического воспитания, формировании художественно-творческих способностей мы придаем интеграции всей воспитательно-образовательной работы с искусством и разнообразными видами художественно-творческой деятельности. При этом мы понимаем интеграцию как глубокую и разностороннюю взаимосвязь и взаимопроникновение содержания окружающей жизни, разнообразных видов деятельности и искусства. Цель интеграции – способствовать разностороннему развитию ребенка, который благодаря интеграции познает объект с разных позиций. С позиции искусства, с помощью средств выразительности каждого вида. Это обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций на основе эстетического восприятия, сравнения, выделения средств выразительности каждого вида искусства и художественной деятельности, обогащается художественный и эстетический опыт детей, развивается воображение, творчество.

Успешность формирования художественно-творческих способностей и одаренности у детей дошкольного и младшего школьного возраста во многом определяется преемственностью в эстетическом воспитании и развитии детей между звеньями начального образования. Проблема преемственности является наиболее актуальной и сегодня. Недаром этому вопросу уделяется внимание в Программе ЮНЕСКО «Воспитание и образование для малышей» и подчеркивается характер преемственности (взаимодействие со школой): «Школа, учитель должны адаптироваться к ребенку». Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая скуку, нервное напряжение, страхи. Занятия художественным творчеством, особенно когда ребенок овладеет способами деятельности, вызывает радостное настроение, создает эмоциональное благополучие для детей. Максимальное уважение к детской художественно-творческой деятельности и достижениям детей, широкое использование продуктов деятельности для игр, подарков родным, друзьям, оформления помещений детского учреждения, организация выставок детского творчества, подготовка спектаклей для младших детей, концертов для родителей позволяют детям почувствовать нужность и важность их деятельности. Опытно-экспериментальная работа с детьми по подготовленной нами научно-исследовательской программе осуществлялась не отдельными педагогами, а всем коллективом учреждения во взаимодействии с родителями.

Многолетняя систематическая глубокая научно-исследовательская работа коллектива образовательного учреждения – прогимназии №1882, отразившаяся в статьях и книгах, подготовила руководство, воспитателей и педагогов-специалистов, всех сотрудников к серьезной и ответственной деятельности в рамках Ресурсного центра по проблеме многоязычия, имеющей существенное значение в современном мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте