Возрождение в той или иной форме начальной военной подготовки – вопрос практически решенный. Какие могут быть дебаты, если речь идет о безопасности Родины? Но об НВП в школе стоит говорить и тогда, когда речь идет и об информационной безопасности. Тем более эффективность такой подготовки не вызывает сомнений. В отличие от взрослых школьники просто на лету схватывают все премудрости цифровых технологий.
Выступая на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы добиться присвоения доменных имен в Интернете на кириллице. Это серьезная штука. Это имеет символическое значение для русского языка и кириллицы».
И не только символическое. Мало кто знает, что ни один WWW-домен в зоне RU не принадлежит России. Миллионы россиян, использующих Интернет на работе и в повседневной жизни, не интересуются юридическим статусом и фактической структурой управления Сетью. Может быть, знать об этом и не очень нужно? Нет, речь идет о принципиальных вещах.
Наша страна имеет огромный потенциал коммуникационной инфраструктуры. Поэтому пришло время подумать о защите национального интеллектуального и экономического достояния. К счастью, физические линии, на которых организован российский сектор Глобальной паутины, принадлежат различным организациям в государственном и частном секторе, осуществляющим свою деятельность по законам РФ.
В глобальном смысле задача должна формулироваться так: Россия нуждается в собственной информационно-коммуникационной среде на принципах Интернета. В основу построения Национальной сети закладываются такие базовые принципы информационной безопасности, как русскоязычное описание и название ресурсов, электронная цифровая подпись в качестве основы их идентификации, безопасная файлообменная технология, служба обмена сообщениями в реальном времени, защищенная система электронных платежей, сеть видеоконференцсвязи, совмещенная с услугами сотовой связи стандарта 3G. Отечественную сеть необходимо строить параллельно с глобальной, не заменяя последнюю, но позволяя России сделать выбор в пользу информационной независимости и самоопределения.
По прогнозам экспертов, лет через пять количество специалистов по построению коммуникационно-сетевой среды Интернет должно возрасти многократно. Но удастся ли удовлетворить эти насущные потребности? Да, если для обеспечения кадровых потребностей государства будет своевременно создана сбалансированная программа подготовки специалистов по сетевым информационным технологиям.
Современные тенденции непрерывного образования позволяют заложить прочный фундамент подготовки молодого поколения россиян для жизни в информационном обществе. Ребенок с дошкольного возраста начинает оперировать понятиями Интернет, программа, принтер, монитор. В школах предмет «Информатика и ИКТ» вводится с первого класса и преподается вплоть до выпуска. Не будем забывать, что наше общество в документах, принятых на самом высоком уровне, характеризуется прежде всего как «информационное» или «сетевое».
Однако существующие программы обучения предусматривают подготовку специалистов по сетевым технологиям лишь в системе специального и высшего образования. И при этом большинство учебных заведений не имеют надлежащей базы технических средств обучения новым компьютерным технологиям. Многие вузы получают финансовую поддержку от западных компаний – разработчиков программного и аппаратного обеспечения, которые проводят стажировку и послевузовскую доподготовку российских студентов на базе собственных ресурсов уже за рубежом. В итоге создаются условия, при которых перспективные российские специалисты покидают пределы России, и часто навсегда.
Безвыходных ситуаций не бывает, решение проблемы лежит практически на поверхности. Для формирования полноценного рынка специалистов в области цифровых технологий и полного обеспечения Российской Федерации собственными трудовыми ресурсами необходима специализированная программа начальной подготовки. Она «с младых ногтей» будет готовить специалистов по разработке и обслуживанию современной опорно-транспортной инфраструктуры национального масштаба, технической и технологической базы сетевых информационных технологий нового поколения.
К слову, уже сегодня группа энтузиастов, которую возглавляет заместитель директора по ИКТ московской средней школы №339 Александр Тихомиров, отталкиваясь от имеющихся потребностей 10-15-летней перспективы, приступила к созданию экспериментальной учебно-образовательной цифровой (компьютерной) сети нового поколения. Строится она на базе технических сетевых ресурсов Юго-Восточного окружного управления образования города Москвы. Первый проект школьных энтузиастов – это система видеотелефонной связи для директоров школ и управлений образования столицы.
В школе уже развернулась работа по созданию экспериментальной учебной лаборатории для изучения и внедрения новых информационных сетевых технологий в среднеобразовательных российских школах. На очереди подключение к эксперименту учебных заведений среднего, профессионального и высшего образования Москвы и подготовка программы обучения школьников 7-11-х классов основам сетевых технологий.
Электронная цифровая подпись, электронный документооборот, видеоконференцсвязь, сетевые протоколы, программные платформы и многие другие понятия скоро могут быть доступны любому школьнику, желающему посвятить себя новой жизненной сфере – ИКТ.
Комментарии