search
main
0

С коллегами не расставайтесь!

Стихи Николая Рыленкова, написанные мелом на доске, стали своеобразным эпиграфом Школы молодого специалиста, собравшей в Глинищевской средней школе №1 учителей Брянского района. С программой школы участников познакомила главный специалист Управления образования Валентина Чекулаева, которая подготовила методические рекомендации, провела диагностику изучения проблем, а также тренинг «Знакомство». Результаты диагностики показали, что многие молодые педагоги хотели бы больше узнать о личностно ориентированном обучении, о плюсах и минусах этой системы, об аттестации, о том, как можно повысить статус учителя, и когда же, наконец, эта профессия займет достойное положение в обществе. Вот на такие непростые вопросы нам предстояло ответить молодым коллегам.

Чтоб в глаза тебе время глядело,Встань под солнцем с открытым лицом.За какое б ни взялся ты дело,Не поденщиком будь, а творцом.

Словно предвидя повышенный интерес педагогов к личностно ориентированному обучению, их пригласили на творческую встречу с молодым учителем истории и обществоведения Глинищевской средней школы №1 Еленой Зиновиной. Она представила электронную презентацию по теме «Личностно-ориентированное обучение – путь к успеху учителя и ученика». Елена Васильевна показала, что содержание урока строит на тех идеях, которые сохраняют свою значимость и актуальность в наше время.

Следующая творческая встреча состоялась с учителем начальных классов Еленой Викторовной Кошелевой. Она рассказала о современных педагогических технологиях и так же, как ее коллега, представила электронную презентацию «Дидактическая сказка «Теремок» – проблемный урок».

Анна Анатольевна Симонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, начала свое выступление со слов В.М.Лизинского: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» и объяснила, что нужно педагогу для успешной и качественной работы.

Молодые учителя получили задание, опираясь на социально-психологические закономерности жизнедеятельности коллектива, самостоятельно решить педагогические ситуации и сравнить свой вариант с решением учителей-практиков.

«Психологическая адаптация молодого специалиста» – тема выступления психолога районного центра медико-психолого-социального сопровождения Анастасии Сергеенковой. Она постаралась очертить круг тех проблем, с которыми сталкивается молодой учитель при адаптации к работе в школе, и сформулировать рекомендации по снижению их остроты. Если профессиональное становление пойдет в эмоциональном плане не слишком успешно, Анастасия Вячеславовна советует своевременно обратиться за помощью к психологу, а не накапливать проблемы, проецируя их на своих учеников и школу в целом.

Опытом работы с молодыми кадрами обменялись руководители профкомов образовательных учреждений района.

Лидия ОСОСКОВА, председатель первичной профсоюзной организации Супоневской средней школы №1:

– У каждого учителя были первые шаги в его профессиональной деятельности. Выпускники вузов без достаточного опыта работы попадают в школу, где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье. Учитывая это, становится понятной актуальность проблемы адаптации молодых педагогов.

Администрация и профсоюзный комитет нашей школы проводят большую работу в этом направлении. У нас 5 молодых специалистов, все они имеют высшее образование. В школе функционирует институт наставничества. Опытные педагоги – первые помощники. Они не ловят своих молодых коллег на ошибках и промахах, а помогают, советуют, искренне радуются их успехам. Также в школе создан клуб творческой педагогики, одно из заседаний которого проходит в форме «Дня молодого специалиста» В этот день учителя проводят открытые уроки, делятся с коллегами своими разработками. В коллективном договоре предусмотрены определенные льготы и гарантии молодым педагогам. Так, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата получают специалисты, имеющие трудовой стаж менее года. Все предыдущие годы в нашей школе производилась 30-процентная доплата молодым педагогам из надтарифного фонда. Большое внимание уделяем проведению культурно-массовых мероприятий, в которых активное участие принимают молодые учителя.

По решению президиума райкома профсоюза первичная организация нашей школы определена как базовая по работе с молодыми кадрами. Убеждена, что вместе с молодежью мы преодолеем многое. Только бы учителя нам верили.

Лидия ЖАРИКОВА, председатель первичной профсоюзной организации, воспитатель Супоневской начальной школы-сада:

– Первые шаги в профессию начинаются на традиционных итоговых районных совещаниях педагогических работников. Молодых специалистов чествуют ветераны педагогического труда, вручают подарки, приветственные адреса. В этом году наш коллектив пополнился тремя молодыми педагогами. Все молодые специалисты имеют наставников и полную нагрузку. Мы оказываем помощь педагогам в повышении профессионального мастерства. Аттестация проходит в атмосфере гласности, открытости, комфортности. Результат такой: аттестовались 19 человек, в том числе три молодых специалиста, высшую категорию получили 5 учителей, первую – 7 и вторую – 7.

В школе 32 сотрудника, и все состоят в профсоюзе. В нашем коллективе соблюдаются права работников, здесь хорошо понимают: чтобы работа была успешной, должен быть нормальный микроклимат. И когда новый человек приходит в наш коллектив, он чувствует себя уверенно и спокойно. Проводим для молодых воспитателей тематические мероприятия «Воспитатель. Каков он?», «С коллегами не расставайтесь». Но больше всего коллеги любят профсоюзный кружок, где можно поговорить не только о Трудовом кодексе, но и обо всем, что наболело.

Алексей ЛОГОВАТОВСКИЙ, председатель первичной профсоюзной организации, учитель информатики Глинищевской средней школы №1:

– Мне часто задают вопрос: «Почему я, молодой, здоровый мужчина, работаю в сельской школе? Почему не ушел, не сбежал, как это сделали многие мужчины-преподаватели?»

После окончания пединститута меня направили в Глинищевскую среднюю школу №1, где я встретил свою половинку – Ольга работала старшей пионервожатой. Поженились, растут две дочки. Банально, но это сыграло свою роль в том, что я остался в школе.

Первые годы работы доказали мне, что плох тот учитель, который не стремится овладеть педагогическим мастерством. Мое движение вперед нужно мне и детям. Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя, и, кстати, только так можно принести наибольшую пользу обществу. Учитель, работающий творчески, не будет ждать, пока для него кто-то специально придумает приемы и методы работы, он будет стараться искать их сам.

В сентябре 2001 года меня избрали председателем первичной профсоюзной организации. За эти годы я многому научился: вести собрания и заседания профкома, составлять акты, оформлять документацию. Изучил Трудовой кодекс, участвовал в заседаниях профсоюзного кружка, а затем и сам их проводил. Принял участие в областном конкурсе «Лучший профсоюзный лидер». Профком и администрация школы строят свои отношения на основе диалога и сотрудничества, считая, что это наиболее верный путь решения проблем. Совместно рассматриваем такие вопросы, как распределение учебной нагрузки, тарификация, аттестация педагогических работников, распределение фонда надбавок и доплат и другие. Профсоюз сегодня борется за достойное положение педагога в обществе, и наша первичная организация не стоит на месте. Мы принимаем активное участие во всех акциях, проводимых профсоюзом. Молодые кадры – это особое направление в нашей работе. Цель профсоюзной организации – помочь им адаптироваться в коллективе.

Когда же, наконец, учитель займет достойное положение в обществе? Этот вопрос особенно волновал молодежь. Действительно, в последние годы престиж профессии упал, прежде всего из-за низкого уровня оплаты труда. Зарплата начинающего свой трудовой путь учителя и воспитателя сегодня не достигает уровня прожиточного минимума. В настоящее время в образовательных учреждениях области трудятся чуть более 10% учителей со стажем работы до пяти лет. И эта проблема сегодня становится главной для профсоюза.

Обидно, что лучшие молодые педагоги, победители районных конкурсов «Учитель года» Светлана Медведько, Николай Иванков, Антон Родин, Алексей Полесский покинули свои коллективы, потому что нашли более высокооплачиваемую работу. А начинающему учителю нужна адекватная оценка труда в форме зарплаты и премий, социальная защищенность, гарантии роста и развития, комфортные условия, творческое взаимодействие с другими сотрудниками.

В начале встречи всем молодым специалистам была роздана анкета. Результат анкетирования показал, что в наибольшей степени на выбор профессии повлияли собственное желание, пример любимого учителя или совет родителей.

Среди проблем, которые волнуют молодых коллег, первые позиции занимают уровень нравственного развития учеников, недостаточная оснащенность учебного процесса, материальная необеспеченность и социальная незащищенность учителя.

60% опрошенных ответили, что совокупный месячный доход на одного члена семьи составляет не более 3000 рублей.

Основную роль профсоюзов молодые специалисты видят в защите трудовых и социальных прав работающих, в информировании по вопросам трудового законодательства и проблем образования, организации отдыха, досуга, обеспечении охраны труда, оказании социальной и материальной помощи.

Сегодня каждое учебное заведение борется за ученика. Родителям и детям предоставлена свобода выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где ребенок будет получать максимальные знания без физических и психических перегрузок. А это в первую очередь зависит от уровня профессионализма учителей, работающих в школе, от самой личности учителя.

В одной из своих статей Лев Николаевич Толстой писал, что современным учителя делает сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком учителе мечтает каждая школа, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

Разговаривая с опытными учителями-наставниками о проблемах молодых учителей, я услышала от них следующее: можно уйти из любой профессии, но из школы уйти невозможно. Подумала о том, как было бы замечательно, если бы через много лет молодой учитель Ново-Дарковичской средней школы, победитель районного конкурса «Учитель года-2007» Кирилл Алексеевич Жигулов сказал те же самые слова: «Из школы уйти невозможно»…

Лидия КОНОВАЛОВА, председатель Брянской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте