search
main
0

С кочки на кочку. Изучая историю в интернете, легко увязнуть в информационном хаосе

Сегодня мало кто всерьез станет спорить с тезисом, ставшим за минувшее десятилетие аксиомой: школьник или студент вуза, освоивший современные информационные технологии, будто на машине времени переносится в будущее – он может получить больший объем знаний за меньший отрезок времени, а может попасть в дремучее царство информационного хаоса, в котором древние римляне вдруг оказываются современниками русичей…

Каждый посетитель интернета сталкивался с таким неприятным явлением, как компьютерные вирусы. Но неопытного пользователя в мировой паутине подстерегает большая опасность – такие «гнилые местечки», которые заражены особым информационным вирусом, разрушающим уже полученные подростком знания о прошлом. Например, чтобы изучать историю в интернете, по нему надо двигаться, как по болоту: нельзя ступать куда ни попадя, а лишь «ходить» по «кочкам» – по тем сайтам, в которых представлены выверенные сведения или дано несколько точек зрения по основным проблемам.

В мировой паутине есть немало узкоспециализированных исторических сайтов, посвященных, скажем, одному какому-то событию. Иногда предпринимаются попытки создания конкретной программы обучения, привязанной к определенному учебному курсу. И то, и то вполне допустимо, но бесперспективно. Сейчас каждый преподаватель наверняка хотел бы иметь у себя под рукой обширную систематизированную базу данных по всемирной истории. А на ее основе при помощи современных электронных средств сегодня возможно (при минимальных затратах труда, ведь усилий потребуется не более того, чем при подготовке к уроку) разработать собственную программу обучения и конкретные подпрограммы для классов (или даже индивидуальные для отдельных учеников), имеющих разную степень подготовки. Для этого учителю нужно всего лишь овладеть универсальным инструментом для обработки баз данных в соответствии со своими конкретными обучающими целями – гиперссылками.

Гипертекст является главным преимуществом Сети. Гипертекстовая разметка позволяет ученику произвольно (или по искусно составленному преподавателем маршруту) двигаться сквозь залежи электронных текстов, которые без нее останутся лежать мертвыми пластами. С помощью «мыши» можно свободно перемещаться от одного информационного массива к другому, подбирая необходимые для изучаемой темы материал.

Грамотное применение гипертекста в электронных текстах способно разрешить многие застарелые болезни отечественной школы. Например, обычный (бумажный) учебник практически не может одновременно дать знания разной подробности и глубины классу, состоящему из учеников с разными способностями и склонностями. Учитель должен ориентироваться на отличников-гуманитариев, игнорируя троечников или, наоборот, дотягивать весь класс до троечки, оставляя творческое изучение исторических знаний до лучших времен. При использовании сетевых исторических проектов глубина изучения любой темы, любого вопроса может быть определена произвольно для каждого из учеников: одному – в сокращенном виде, другому – строго в рамках программы, третьему – подробно с привлечением дополнительных исторических источников.

Практически каждый преподаватель уже сегодня на существующей базе данных может создавать свою авторскую программу изучения истории. Для этого следует написать один файл со ссылками (гиперссылками) на рекомендуемые тексты в базе данных.

Безграничные возможности открываются преподавателю и для подготовки к уроку, а также школьнику, студенту для самостоятельной работы. Рекомендуемые учителем подборки литературы по теме и исторических источников позволят освободиться от тупого переписывания цитат: легкое движение «мышкой» – и реферат снабжается фрагментом из документа или монографии ученого, простор для чистого творчества, освобожденного от рутины. С другой стороны, легкость поиска в электронном тексте по отдельным словам и фразам позволяет преподавателю оперативно находить и пресекать попытки плагиата.

Гипертекстовая разметка исторических материалов дает возможность ученику и учителю по ходу чтения, ненадолго отвлекаясь, получать подробную справочную информацию об упомянутых вскользь событиях, об исторических лицах, о документах, специфических терминах и о многом другом. Пока еще большинство сайтов в интернете представляют собой лежащие мертвым грузом пласты электронных текстов. Недостатков у них пока больше, чем достоинств.

Какие же проблемы мешают соединить учебный процесс с историческими сайтами? Во-первых, в Сети все еще работают единицы или маленькие группки составителей баз данных по истории. Во-вторых, подавляющее большинство преподавателей все еще не имеют доступа (и не только оперативного, но никакого) к наработанным материалам. Исходя из этого противоречия как раз и следует подходить к решению вопроса. Проблема, если выразить ее совсем кратко, сводится к следующему: составители исторических сайтов нуждаются в участии (соавторстве) преподавателей истории в пополнении методических разделов своих проектов, а преподавателям не хватает баз данных документов, хронологий, описаний событий, биографий их участников – обширных исторических гипертекстовых информационных систем. Сближение и соединение усилий первых и вторых дает ключ к решению проблемы.

Сегодня руководители различных исторических сайтов заполняют виртуальное пространство произвольно, кому как в голову взбредет. Из Сети как из рога изобилия на учителя истории (и на ученика) выплескивается масса несистематизированного материала. Один исторический сайт – это еще не Сеть. А тысяча таких сайтов – это уже проблема: как найти нужный материал. Другая проблема: как школьники ищут и что находят? Что получают, когда дают запрос по истории в «поисковик»? Часто, что бы ни запрашивал пользователь: название документа или фамилию участника события – он получает несколько десятков тысяч адресов(!), для разбора которых необходимо проводить отдельное исследование. Слишком часто результатом поиска оказывается вовсе не то, что запрашивали. Поисковые машины не обучены (и не обучаемы) методам исторического исследования. Для разыскания исторических материалов нужна специфическая виртуальная оболочка, построенная на хронологическом принципе. Таков как раз проект «ХРОНОС – всемирная история в интернете» (http://www.hrono.ru/). Здесь не только используются преимущества мировой паутины, но и преодолеваются ее основные недостатки.

Как добывать из него информацию для занятий? Многоуровневая система хронологических таблиц с разной степенью подробности описывает основные исторические события разных регионов мира за все века. Хронология, например, XX века детализируется по десятилетиям, а также по каждому году. Кроме того, отдельно представлены хронологии по России и по истории крупных стран, а также по отдельным наиболее насыщенным событиями периодам: Первая мировая война, революция в России 1917 года, Вторая мировая война, Карибский кризис и т.д.

Каждая строка хронологической таблицы, подобно атому в общей картине мироздания, представляет собой элементарную частицу проекта. Из строчек-событий идут ссылки к упомянутым в них документам (библиотека электронных исторических источников ХРОНОСа насчитывает сегодня более тысячи файлов), к биографиям участников события (около шести тысяч файлов), к генеалогическим таблицам, к главам монографий и учебников, имеющихся в библиотеке ХРОНОСа, к словарю этнонимов и к разнообразнейшим статьям предметного указателя. Эти закрома исторических знаний пополняются усилиями нескольких составителей проекта, а также за счет обмена информацией с родственными сайтами. ХРОНОС представляет свои разработки и перепечатывает электронные тексты (естественно, давая ссылку на первоисточник).

С 2004 года на основном домене проекта (www.hrono.ru) начато размещение поквартальных обновлений в заархивированном виде, чтобы посетители тратили меньше времени на перекачивание.

В проекте хронос есть методический раздел www.hrono.ru /metodika/, в котором созданы дистанционные обучающие системы по отдельным темам: списки рекомендуемой литературы для написания реферата, подборки электронных текстов исторических источников, контрольные вопросы, тесты.

Проект ХРОНОС существует в Сети пятый год и за прошедшее время успел накопить, пожалуй, самую солидную в России базу данных по истории. Ежедневно в будни в него заходит порядка четырех тысяч посетителей. Возможно, ХРОНОС уступает по посещаемости сайтам с готовыми рефератами, которые нужно просто бездумно распечатать на принтере. Ведь здесь студент или школьник вынужден думать, прежде чем собрать из предлагаемых кубиков информации целостную историческую картину. И это свойство проекта следует перечислить как очередное его преимущество перед многими другими сайтами.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте