Всероссийский форум с международным участием «Молодые молодым» прошел на площадке школы №619 Калининского района Санкт-Петербурга в пятый раз. Традиционно он собрал большое число молодых педагогов из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. В рамках форума проходили открытые уроки учителей и мастер-классы тех, кто вошел в число победителей и призеров профессиональных конкурсов. Кроме того, как пояснила директор школы №619 Ирина Байкова, форум стал и местом встречи руководителей образовательных организаций. На нем также были предусмотрены мастер-классы от директоров лучших школ как Петербурга, так и других регионов.
– Такие обмены необходимы, потому что школа – это интеграция всевозможных приемов: педагогических, управленческих и технологических, – заметила Ирина Байкова.
По словам директора школы №506 Кировского района Санкт-Петербурга Ирины Ярошенко, всегда очень полезно узнать об опыте коллег, об их наработках. Например, ее заинтересовала теория модульного обучения, о которой рассказал директор школы №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга Александр Иванов. В рамках своего мастер-класса, который назывался «Клипы и модули для поколения Z», он привел цифры загруженности старшеклассников. Например, средняя продолжительность учебной недели одиннадцатиклассника составляет 60 часов. Если сравнить недельное расписание одиннадцатиклассника и студента первого курса физического факультета одного из университетов, то вырисовывается такая картина: одиннадцатиклассник учится 37 часов по 17 предметам, а первокурсник – 34 часа по 8 предметам. В школе №257 убедились, что благодаря модульному обучению можно маневрировать с расписанием учебных предметов, делая его более щадящим. Как пояснила Ирина Ярошенко, она полностью согласна с коллегами в отношении перегруженности современных учеников. Мало того, при почасовом преподавании предметов старшеклассникам учебный материал дается частями, и из-за этого теряется связь между темами. Ребенку часто сложно вспомнить о том, что говорилось на уроке неделю назад. Модульное обучение позволяет давать курс, например, в течение недели, и это намного полезнее и эффективнее.
Как пояснил Александр Иванов, для него встречи коллег в рамках форума – это уникальная возможность узнать много нового.
– Мне интересен любой опыт в любой сфере в других школах, потому что, работая в ограниченном пространстве, становишься заложником собственных идей, – сказал руководитель школы №257. – Тебе кажется, что реализовал все, что задумал, но, когда выходишь из пространства своей школы, прежде всего начинаешь критически оценивать себя, и, кроме того, всегда есть новые формы, новые мысли, которые могут привести к новым размышлениям.
Мы поинтересовались у Александра Юрьевича, почему в теме его мастер-класса используется явно не школьное слово «клип».
– Современное поколение заметно отличается от предыдущих поколений, – пояснил он. – Придумано много эпитетов, которым его обозначают, и один из них – «цифровое». У «цифрового» поколения есть свои особенности, их много, в том числе фрагментарность восприятия, умение получить доступ к информационному потоку, но неумение запомнить то, что надо, проанализировать и т. д. Я, как учитель физики, понимаю, что мышление ребенка, который нацелен на физику, должно быть системным, ведь одно цепляет другое, и все взаимосвязано. Но как сделать так, чтобы «цифровые» дети могли существующие правила воспринять? На наш взгляд, нужны новые формы подачи информации, чтобы она была приближенной к конкретной ситуации и легко запоминалась «цифровыми» детьми. Да, это могут быть опорные конспекты, когнитивные схемы, инфографика, учебные клипы и т. д. Сложное правило в физике можно переложить с неподъемной формулировки в наглядный графический ряд, который ярко иллюстрирует тот или иной закон.
Не учитывать то, что сегодняшнее поколение иное, нельзя. Вот, например, есть ребенок с индивидуальными особенностями, а его по стандарту на уроке физкультуры нужно научить подтягиваться и кувыркаться. Но у нас есть данность – такой ребенок, и он не может сделать требуемого, следовательно, в работе с ним нужно исходить из данности, что он такой, какой есть, а чему он научится, как собственные способности разовьет, это уже мастерство учителя и предел возможностей самого ребенка. У нас сегодня есть данность: дети думают так, как думают, то есть по-другому. Мы перестали переучивать леворуких детей, хотя делали это сотни лет подряд, и ничего катастрофического не произошло, оказалось, что леворукие дети учатся ничуть не хуже праворуких. Так, может, нужно перестать в сегодняшних детей внедрять тот стиль мышления, которым обладаем мы, и пытаться с ними разговаривать на том языке, которого они уже не понимают? К примеру, мы продолжаем учить современных детей по учебникам физики 40‑летней давности. Да, в них появились цветные картинки, но те правила, какие были в годы нашего школьного детства, остались. Новое время требует новой дидактики, но ее нет.
По мнению Александра Иванова, людей, которые это осознают, рефлексируют и перестраивают свою работу с опорой на новое мышление, на новую структуру урока, не очень много. Массовый учитель еще живет в старой парадигме, и здесь велика роль лидера – директора, учителя, – который понимает, что делает, форматирует и продвигает новое, создает условия для поддержки этих действий другими учителями, организовывает масштабное действие. В конечном итоге это приводит к тому, что чуть в упрощенном варианте, но новые идеи все-таки реализуются.
Комментарии