Продуктивнее всего презентацию по теме «Ямб и хорей в поэзии Пушкина» (5 класс) использовать не на одном уроке, а разделить на фрагменты и включать их в различные уроки как один из этапов. Согласно образовательной программе по литературе Т.Ф. Курдюмовой, в 5 классе на изучение и анализ стихов выделяется 16 часов. Из них 8 часов – на изучение поэзии Пушкина. Предлагаю следующую систему.
1 занятие
2 занятие – согласно программе Т.Ф. Курдюмовой, на изучение поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина отводится 4 часа, один из которых посвящен литературоведческому анализу произведения. На этом уроке следует ввести этап актуализации знаний учащихся об основных размерах, и при этом использовать компьютерную презентацию.
3 занятие – согласно программе Т.Ф. Курдюмовой, один час отводится на изучение стихотворений А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». На данном этапе следует ввести такое понятие как семантический ореол метра и проследить вместе с учащимися закономерности соответствия семантики и стихотворного метра.
4 занятие – в своей программе Курдюмова также предлагает один урок посвятить рассказу о том, как пишутся стихи. На мой взгляд, и на этом уроке для актуализации знаний учащихся по теме «Стихосложение» будет уместно использование презентации.
Начальные занятия на факультативах и кружках «Занимательное стихосложение» можно начинать с этой разработки, чтобы повысить интерес к стихосложению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
Учитель: На предыдущих занятиях вы рассматривали особенности такого рода литературы, как эпос, который реализуется в рассказе и повести. Сегодня мы приступаем к изучению следующего, нового для вас рода литературы – лирики. Чаще всего этот род представлен в стихотворениях. А у каждого стихотворения есть свои особенности – ритм, рифма, строфа. И сегодня на уроки мы с вами познакомимся с основными стихотворными размерами. И для этого мы совершим путешествие в сказочную страну Стихосложение, в которой живут пять братцев – основных стихотворных размеров. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
(Слайд№1).
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Каждого сказочного жителя нашей страны мы будет звать двойным именем. Итак, давайте знакомиться: Ямб-Кто-там, Пятачок-Анапест, Тигренок-Амфибрахий (слайд№2), Кузенька-Дактиль и Винни-Хорей (слайд№3).
Сейчас с каждым жителем сказочной страны мы познакомимся поближе. А пока давайте подведем небольшой итог. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров, которые вам необходимо знать: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. (Слайд№4).
Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока: «Стихосложение. Стихотворные размеры». И зафиксируйте в тетрадях пять основных размеров.
Дети работают в тетрадях, записывают стихотворные размеры.
Учитель: Итак, знакомимся с Винни-Хореем. (Слайд 5). В стране «Стихосложение» у Винни много друзей – это буквы русского алфавита, но когда эти буквы выстраиваются в слова, то Винни-Хорей больше общается с теми гласными, которые стоят в словах в первом слоге. Об этой дружбе говорит само имя Винни. Давайте попробуем поставить ударение, отстучим это слово. (Слайд 6).
Учащиеся хором произносят Ви́нни, выделяя при этом ударение. (Слайд 7).
Учитель: Итак, хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог. Для хорея есть специальная схема: «- U». Первый слог – ударный, второй – безударный. Ребята, обратите внимание, этими символами мы будем пользоваться всегда. И запишите у себя в тетрадях: «–» – это ударный слог, U – безударный.
Дети записывают в тетрадях.
Учитель: А теперь в тетрадях сделайте следующую запись: хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие же стихи написаны этим размером (слайд 7). «Мама мыла раму» – давайте вместе отстучим ударение.
Дети вместе с учителем хором ставят ударение.
Учитель: Обратите внимание на слайд, здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется стопой. Такая стопа в строке \”Мама мыла раму\”, называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. Кто желает рассказать, что такое стопа?
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, Винни-хорей дружит с теми гласными, которые стоят в словах в первом слове. А с кем же общается Ямб-Кто-там?
(Слайд 8).
Учитель: (слайды 9-10) Итак, ямб – это стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. И ему соответствует схема: «U –». Давайте вместе отстучим этот ритм: «Кто-та́м». А теперь, посмотрим на конкретном примере. (Слайд 11). Пример: «Люблю грозу в начале мая».
Есть в классе смельчак, который самостоятельно сможет отстучать ритм и составить схему?
У доски работает один ученик, полученный ответ проверяется по слайду. В случае, если учащиеся сами не приходят к выводу, что это двухсложная стопа, учителю необходимо самому обратить на это внимание.
4. Закрепление материала.
Учитель: Ребята, давайте немного усложним задачу. (Слайд 12). Я предлагаю вам в следующих строчках определить стихотворный размер и записать схему самостоятельно.
Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях, после чего происходит общая проверка. Полученный ответ сверяется с ответом на слайде.
Учитель: А теперь мы познакомимся с еще одним жителем сказочной страны «Стихосложение» – домовёнком Кузенькой-Дактилем. (Слайд 13).
И давайте все вместе попробуем отстучать ритм в имени домовёнка (слайд 14) Ку́зенька. Ребята, мы с вами знаем, как схематично обозначается ударный слог и безударный. И сейчас вам предстоит работа в парах. Вместе со своим соседом по парте составьте схему имени домовёнка.
Работа в парах. Ответы учащихся у доски.
Схема должна выглядеть следующим образом: «- U U».
Учитель: В русском стихосложении этот стихотворный размер называется дактилем. Ударение падает на первый слог, а после него идет два безударных слова. А теперь увидим это на конкретном примере. (Слайд 15). Давайте все вместе отстучим ритм, а затем, работая в парах, в тетрадях напишете схему данных строк.
Самостоятельная работа школьников. Один ученик работает у доски. Общая проверка. На этом этапе дети должны самостоятельно прийти к выводу, что это четырехстопный дактиль. Если этого не происходит, учитель вновь возвращается к определению стопа и ее особенностям.
Учитель: Итак, ребята, мы успешно с вами путешествуем по сказочной стране, и пришло время знакомиться с очередным жителем «Стихосложения». (Слайд 16)
Знакомьтесь: это Тигренок-Амфибрахий. Помните, что все жители сказочной страны носят двойное имя? А как вы думаете, почему? (Слайд 17)
Ответы учащихся. Здесь дети должны сделать вывод, что ударение в именах жителей совпадает со схемами стихотворных размеров, то есть со второй частью имени. Если ученикам трудно ответить, учитель должен объяснить это сам.
Учитель: А давайте проверим, так ли это на самом деле. (Слайд 16). Отстучите ударение в имени героя Тигре́нок.
Ребята, кто сможет нарисовать схему этого имени? (Слайд 17-18).
Ответы учащихся (U-U).
Учитель: Итак, это амфибрахий, здесь ударение падает на второй слог, при условии, что он стоит между двумя безударными слогами. А теперь предлагаю это проверить на конкретном примере (слайд 19).
Один ребенок работает у доски, все остальные самостоятельно в тетрадях. Затем происходит проверка. Учитель вместе с детьми снова отстукивает ритм и обращает внимание на безударность. Делает акцент на том, что данный пример – это четырехстопный амфибрахий.
Учитель: Итак, мы успешно финишируем, и нам осталось познакомиться с последним жителем страны «Стихосложение». Это Пятачок-Анапест. Давайте поставим ударение в имени этого жителя и нарисуем схему. (Слайд 20). И мы делаем вывод, что анапест – это стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. Схема: «U U –».
А теперь посмотрим на конкретном примере (слайд 21).
Один ученик работает у доски, все остальные самостоятельно в парах. Затем происходит взаимопроверка.
5. Итог урока.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сегодня с вами путешествовали по сказочной стране «Стихосложение». Кого мы встретили в этой стране?
Ученики должны назвать все стихотворные размеры, которые прошли на уроке, опираясь на запись в тетрадях, а также записывая схемы на доске.
Учитель: Что нового вы узнали про жителей страны «Стихосложения»?
Каждый ребенок самостоятельно определяет важность полученных знаний. Задача учителя – привести полученные знания в систему.
Учитель: А теперь давайте вспомним особенности каждого сказочного жителя страны «Стихосложение». (Слайды 22, 23).
На слайдах 24-27 даны четыре примера стихотворных размеров. Учитель может предложить работу в группах, по вариантам или работу в парах. Также можно вызвать к доске четырех школьников, которые самостоятельно определяют стихотворный размер и записывают на доске схему предложенного отрывка из стихотворения.
6. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет в известных вам стихотворениях определить размер. В итоге у вас должно получиться пять примеров.
Ирина Клыкова, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра Ачинского района Красноярского края, по совместительству учитель русского языка и литературы, победитель XIII Всероссийского конкурса \”Сто друзей\”
Иллюстрация с сайта http://www.chudopredki.ru
Во вложенном файле – презентация.
Комментарии