Продуктивнее всего презентацию по теме «Ямб и хорей в поэзии Пушкина» (5-й класс) использовать не на одном уроке, а разделить на фрагменты и включать их в различные уроки как один из этапов. Согласно образовательной программе по литературе Т.Ф.Курдюмовой в 5-м классе на изучение и анализ стихов выделяется 16 часов. Из них 8 часов – на изучение поэзии Пушкина. Предлагаю следующую систему.1-е занятие – урок-путешествие в сказочную страну Стихосложение (1 час). Тип урока – объяснение нового материала. На данном уроке происходит знакомство с пятью основными стихотворными размерами. Здесь можно использовать слайдовую презентацию, но к такому понятию, как семантический ореол метра, не обращаться.
2-е занятие. Согласно программе Т.Ф.Курдюмовой на изучение поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина отводится 4 часа, один из которых посвящен литературоведческому анализу произведения. На этом уроке следует ввести этап актуализации знаний учащихся об основных размерах и при этом использовать компьютерную презентацию. 3-е занятие. Согласно программе Т.Ф.Курдюмовой один час отводится на изучение стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». На данном этапе следует ввести такое понятие, как семантический ореол метра, и проследить вместе с учащимися закономерности соответствия семантики и стихотворного метра. 4-е занятие. В своей программе Курдюмова также предлагает один урок посвятить рассказу о том, как пишутся стихи. На мой взгляд, и на этом уроке для актуализации знаний учащихся по теме «Стихосложение» будет уместно использование презентации. Начальные занятия на факультативах и в кружках «Занимательное стихосложение» можно начинать с этой разработки, чтобы повысить интерес к стихосложению. Ход урока 1. Организационный момент 2. Постановка целей урока Учитель: На предыдущих занятиях вы рассматривали особенности такого рода литературы, как эпос, который реализуется в рассказе и повести. Сегодня мы приступаем к изучению следующего, нового для вас рода литературы – лирики. Чаще всего этот род представлен в стихотворениях. А у каждого стихотворения есть свои особенности – ритм, рифма, строфа. И сегодня на уроки мы с вами ознакомимся с основными стихотворными размерами. Для этого мы совершим путешествие в сказочную страну Стихосложение, в которой живут пять братцев – основных стихотворных размеров. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. (Слайд 1.) 3. Объяснение нового материала Учитель: Каждого сказочного жителя нашей страны мы будем звать двойным именем. Итак, давайте знакомиться: Ямб Кто Там, Пятачок Анапест, Тигренок Амфибрахий (слайд 2), Кузенька Дактиль и Винни Хорей (слайд 3). Сейчас с каждым жителем сказочной страны мы познакомимся поближе. А пока давайте подведем небольшой итог. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров, которые вам необходимо знать: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. (Слайд 4.) Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока: «Стихосложение. Стихотворные размеры». И зафиксируйте в тетрадях пять основных размеров. Дети работают в тетрадях, записывают стихотворные размеры. Учитель: Итак, знакомимся с Винни Хореем. (Слайд 5.) В стране Стихосложение у Винни много друзей – это буквы русского алфавита, но когда эти буквы выстраиваются в слова, то Винни Хорей больше общается с теми гласными, которые стоят в словах в первом слоге. Об этой дружбе говорит само имя Винни. Давайте попробуем поставить ударение, отстучим это слово. (Слайд 6.) Учащиеся хором произносят «Винни», выделяя при этом ударение. (Слайд 7.) Учитель: Итак, хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог. Для хорея есть специальная схема: «-U». Первый слог ударный, второй – безударный. Ребята, обратите внимание, этими символами мы будем пользоваться всегда. И запишите у себя в тетрадях: «-» – это ударный слог, «U» – безударный. Дети записывают в тетрадях. Учитель: А теперь в тетрадях сделайте следующую запись: хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог. Дети записывают в тетрадях. Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие же стихи написаны этим размером. (Слайд 7.) «Мама мыла раму» – давайте вместе отстучим ударение. Дети вместе с учителем хором ставят ударение. Учитель: Обратите внимание на слайд, здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется стопой. Такая стопа в строке «Мама мыла раму» называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. Кто желает рассказать, что такое стопа? Ответы учащихся. Учитель: Итак, Винни Хорей дружит с теми гласными, которые стоят в словах в первом слоге. А с кем же общается Ямб Кто Там? (Слайд 8.) Ответы учащихся. Учитель: (Слайды 9-10.) Итак, ямб – это стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. И ему соответствует схема «U-». Давайте вместе отстучим этот ритм: «Кто там». А теперь посмотрим на конкретном примере. (Слайд 11.) Пример: «Люблю грозу в начале мая». Есть в классе смельчак, который самостоятельно сможет отстучать ритм и составить схему? У доски работает один ученик, полученный ответ проверяется по слайду. В случае если учащиеся не приходят к выводу, что это двусложная стопа, учителю необходимо самому обратить на это внимание. 4. Закрепление материала Учитель: Ребята, давайте немного усложним задачу. (Слайд 12.) Я предлагаю вам в следующих строчках определить стихотворный размер и записать схему самостоятельно. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях, после чего происходит общая проверка. Полученный ответ сверяется с ответом на слайде. Учитель: А теперь мы познакомимся с еще одним жителем сказочной страны Стихосложение – домовенком Кузенькой Дактилем. (Слайд 13.) И давайте все вместе попробуем отстучать ритм в имени домовенка (слайд 14): Кузенька. Ребята, мы с вами знаем, как схематично обозначаются ударный слог и безударный. И сейчас вам предстоит работа в парах. Вместе со своим соседом по парте составьте схему имени домовенка. Работа в парах. Ответы учащихся у доски. Схема должна выглядеть следующим образом: «-UU». Учитель: В русском стихосложении этот стихотворный размер называется дактилем. Ударение падает на первый слог, а после него идут два безударных слога. А теперь увидим это на конкретном примере. (Слайд 15.) Давайте все вместе отстучим ритм, а затем, работая в парах, в тетрадях напишете схему данных строк. Самостоятельная работа школьников. Один ученик работает у доски. Общая проверка. На этом этапе дети должны самостоятельно прийти к выводу, что это четырехстопный дактиль. Если этого не происходит, учитель вновь возвращается к определению стопы и ее особенностям. Учитель: Итак, ребята, мы успешно с вами путешествуем по сказочной стране, и пришло время знакомиться с очередным жителем Стихосложения. (Слайд 16.) Знакомьтесь: это Тигренок Амфибрахий. Помните, что все жители сказочной страны носят двойное имя? А как вы думаете, почему? (Слайд 17.) Ответы учащихся. Здесь дети должны сделать вывод, что ударение в именах жителей совпадает со схемами стихотворных размеров, то есть со второй частью имени. Если ученикам трудно ответить, учитель должен объяснить это сам. Учитель: А давайте проверим, так ли это на самом деле. (Слайд 16.) Отстучите ударение в имени героя: Тигренок. Ребята, кто сможет нарисовать схему этого имени? (Слайды 17-18.) Ответы учащихся (U-U). Учитель: Итак, это амфибрахий, здесь ударение падает на второй слог, при условии что он стоит между двумя безударными слогами. А теперь предлагаю это проверить на конкретном примере. (Слайд 19.) Один ребенок работает у доски, все остальные самостоятельно в тетрадях. Затем происходит проверка. Учитель вместе с детьми снова отстукивает ритм и обращает внимание на безударность. Делает акцент на то, что данный пример – это четырехстопный амфибрахий. Учитель: Итак, мы успешно финишируем, и нам осталось познакомиться с последним жителем страны Стихосложение. Это Пятачок Анапест. Давайте поставим ударение в имени этого жителя и нарисуем схему. (Слайд 20.) И мы делаем вывод, что анапест – это стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. Схема «UU-». А теперь посмотрим на конкретном примере. (Слайд 21.) Один ученик работает у доски, все остальные самостоятельно в парах. Затем происходит взаимопроверка. 5. Итог урока Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сегодня с вами путешествовали по сказочной стране Стихосложение. Кого мы встретили в этой стране? Ученики должны назвать все стихотворные размеры, которые прошли на уроке, опираясь на запись в тетрадях, а также записывая схемы на доске. Учитель: Что нового вы узнали про жителей страны Стихосложение? И каждый ребенок самостоятельно определяет важность полученных знаний. Задача учителя – привести полученные знания в систему. Учитель: А теперь давайте вспомним особенности каждого сказочного жителя страны Стихосложение. (Слайды 22, 23.) На слайдах 24-27 даны четыре примера стихотворных размеров. Учитель может предложить работу в группах, по вариантам или работу в парах. Также можно вызвать к доске четырех школьников, которые самостоятельно определяют стихотворный размер и записывают на доске схему предложенного отрывка из стихотворения. 6. Домашнее задание Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет в известных вам стихотворениях определить размер. В итоге у вас должно получиться пять примеров. P.S. Презентация «Путешествие в сказочную страну Стихосложение» опубликована на сайте www.ug.ru. Ссылка: http://www.ug.ru/method_article/190. Ирина КЛЫКОВА, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра Ачинского района Красноярского края, по совместительству учитель русского языка и литературы, победитель XIII Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии