Учиться учить правам человека – такой была тема второго семинара, проходившего в ноябре под эгидой ООН и Министерства иностранных дел Российской Федерации в Екатеринбурге, одном из четырех регионов, участников проекта “Содействие развитию образования в области прав человека в Российской Федерации”, рассчитанного на три года. С руководителем проекта Уральского региона, профессором, доктором философских наук, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой социологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета Гарольдом Зборовским мы ведем разговор о содержании семинара.
– Гарольд Ефимович, расскажите, пожалуйста, о целях и задачах проекта.
– Прежде всего – пропаганда и распространение знаний о правах человека среди учителей общеобразовательных школ, старшекурсников нашего университета, содействие достижению конституционной цели – становление правового государства. Задачи я коротко сформулировал бы так: обучение методикам преподавания прав человека в школе; использование учебных программ для расширения знаний в области прав человека; установление сотрудничества между учителями, студентами, органами управления образованием, различными организациями для постепенного интегрирования в учебные программы идей о правах человека.
– Среди участников семинара нет профсоюзных активистов, а на практике именно они отстаивают права учителей и учащихся. И свердловские профсоюзы – в числе лидеров. Наверное, знания, которые можно получить на ваших семинарах, помогли бы им эффективнее и грамотнее отстаивать интересы тех, кто вращается в образовательных сферах. Отсутствие их – случайность или осознанное предпочтение?
– Скорее всего, ни то и ни другое. Профсоюзы для своих лидеров и активистов проводят учебу, у них своя специфика. Мы же, обучая преподавателей и студентов, рассчитываем на то, что они дадут знания о своих правах каждому ученику, а значит, каждому человеку, в том числе и будущему профсоюзному вожаку. Так что наша программа гораздо шире и перспективнее – мы хотим, чтобы преподаватели истории, обществознания, правоведения, граждановедения, социальные педагоги освоили современные методы, знали компьютерные и другие технологии в обучении правам человека.
– Каким путем вы этого достигаете?
– Прежде всего тем, что приглашаем высококвалифицированных специалистов по правам человека, опытных юристов, юристов-педагогов. Они знакомят участников не только с основными понятиями в области права и прав человека, но и рассказывают о специфике их нормативного регулирования в России и в мире, о разнообразных методиках.
В программе семинара – различные формы работы: проведение лекций, бесед, “круглых столов”, дискуссий, практических занятий, работа в малых группах, интерактивные методы и даже выездные занятия – например, в Уставный суд Свердловской области.
Участники имели возможность высказать свое мнение в свободной форме (что делали с явным удовольствием), послушать других, а также получить ответы на любые вопросы в области изучения прав человека.
Наиболее эффективной считаю работу в малых группах. В них были апробированы усвоенные слушателями знания по методике преподавания прав человека.
– Гарольд Ефимович, чьи занятия вызывали наибольший интерес лично у вас и у слушателей?
– В целом интересны были почти все сообщения и доклады. Но, пожалуй, наибольшего внимания заслуживают занятия профессора, доктора педагогических наук из Санкт-Петербургского госуниверситета педагогического мастерства Н.Элиасберг; директора Института педагогической юриспруденции УГППУ, профессора кафедры права Д.Ягофарова; выступление Уполномоченного по правам человека Т.Мерзляковой.
Особо я бы выделил занятия Н.Элиасберг. На мой взгляд, она построила свою систему обучения с учетом профессиональных интересов аудитории, предложила свою модель правового образования в школе.
– Не могли бы вы более подробно рассказать нашим читателям об этой модели?
– С удовольствием. Наталья Ильинична считает, что при обучении правам человека нельзя ориентироваться на западные модели. Права человека должны стать ядром системы работы школы в области этики и права. Особое внимание она уделила этическому образованию. Представление о ценности, по ее мнению, должно быть сформировано еще в начальной школе – в курсе “Я и мой мир”. В 5-7-х классах она рекомендует использовать для ребят учебник “Граждановедение”, в 8-9-х классах – пособие “Права человека в свободной стране”, в 10-11-х классах – курс “Обществоведение”.
Она выделила три задачи в области правового образования: формирование системы знаний; создание условий для социально полезного отношения к праву; накопление социально полезного опыта. При этом стремится акцентировать внимание участников семинара на роли чувств и ощущений в педагогическом процессе, высказывая опасение, что логикой юридических терминов можно “убить чувства”.
Наталья Ильинична проводила с нашими слушателями игры и практические занятия по группам, показывала алгоритм выбора учебных модулей. Она продемонстрировала одну из форм обучения правам человека – экспертизу.
Особенно заинтересованно участники семинара отнеслись к планированию урока блоками. Профессор Элиасберг предложила учителю во время подготовки к уроку четко определить задачу: I) – эмоциональная оценка жизненной ситуации; 2) эмоциональное насыщение через игры; 3) применение знаний и умений. Вместо конспектов предложила составлять технологическую карту, в которой закладываются знание, сопереживание, деятельность.
Вместо традиционных защит устроила презентацию: студенты и учителя представляли друг другу модели понятий: “правовое государство”, “естественные права человека”, “право человека на достойную жизнь”. Цель правового образования профессор Элиасберг видит в создании условий для становления правовой культуры.
– Как научить учителя грамотно вести дискуссию, не избегая острых тем? Поднималась ли эта проблема на семинаре?
– Не только поднималась. Вместе с доцентом кафедры социологии УГППУ, кандидатом политических наук Александром Сергеевичем Ваторопиным я провел дискуссию, посвященную проблеме отношения власти к правам человека, соотношению прав человека и порядка. Разговор получился очень интересным. Несмотря на различие в оценках, все пришли к общему мнению: если политические, экономические и культурные права хоть как-то соблюдаются сегодня, то культурные потребности далеко не всегда соответствуют нашим финансовым возможностям. И уж совсем слабо соблюдаются социальные права. И процесс формирования правового государства и гражданского общества хоть и идет вперед, но очень медленными темпами.
– Гарольд Ефимович, на ваш взгляд, чем отличаются семинары в рамках этого проекта ООН от более привычных для нас – педагогических?
– Прежде всего – составом участников. На них не встретишь одних и тех же лиц. Ценность семинаров заключается еще и в том, что они вовлекают в свою орбиту все новых и новых учителей, с каждым витком становится все больше участников. Тот, кто попал на наш семинар, непременно подробнейшим образом рассказывает о нем своим коллегам на методических объединениях или мастер-классах. К тому же у нас ни один семинар не похож на другой. К примеру, следующий мы будем проводить для учителей, которые подготовили учеников, ставших победителями в конкурсе “Открытое общество”. Согласитесь, с педагогами, которые готовят будущую элиту страны, у нас семинары не проводились и не проводятся. К тому же совершенно неожиданное сочетание слушателей учителей и студентов создало на последнем семинаре неповторимую атмосферу: они быстро подружились и очень энергично общались.
– А как оценивают семинар сами участники?
– Несмотря на интенсивную работу – по восемь часов в день в течение недели с короткими перерывами плюс продолжение обсуждения в гостинице, – отзывы были восторженные. Нечасто теперь учитель имеет бесплатную возможность повысить квалификацию, обменяться опытом, получить необходимые учебники, документы, справочную литературу, да еще и “суточные”…
Людмила ДОРОХОВА
Екатеринбург
Комментарии