search
main
0

С какими гласными дружит Винни?. Рекомендации по проведению уроков литературы в 5 классе на тему «Стихосложение».

«Основы стихосложения в 5-м классе» – одна из важных тем школьной программы. В зависимости от того, как пятиклассники усвоят вводную тему, сложится их восприятие и понимание всех стихотворных размеров, ритмов и рифм в дальнейшем процессе обучения. После долгих раздумий, как рассказать детям о стихотворных размерах, чтобы они запомнили, пришла идея двойных имен – придумать каждому стихотворному размеру второе сказочное имя, которое бы соответствовало схеме самого размера. Так родились герои: Ямб-Кто-там, Винни-хорей, Кузенька-дактиль, Тигрёнок-амфибрахий и Пятачок-анапест. Эту идею я решила оформить в презентацию и увлеклась так, что не заметила, как на слайдах появилась целая сказочная страна Стихосложение.

Образовательная программа по литературе Т.Ф. Курдюмовой

Рекомендации по использованию презентации «Путешествие в сказочную страну Стихосложение».

1.        Усвоить материал, который представлен в презентации, пятиклассникам за один урок будет трудно. Тем более, согласно рекомендациям специалистов, в этом возрасте презентации на уроке можно использовать только как этап и не более 15 минут. Поэтому я предлагаю разбить презентацию на пять тем по названиям стихотворных размеров.

2.        Согласно образовательной программе по литературе Т.Ф. Курдюмовой, в 5 классе на изучение и анализ стихов отводится 16 часов. Из них 8 часов – на изучение поэзии Пушкина. Предлагаю следующую систему:

1 занятие – урок-путешествие в сказочную страну «Стихосложения» (1 час). Тип урока: объяснение нового материала. На данном уроке происходит знакомство с пятью основными стихотворными размерами. Здесь можно использовать слайдовую презентацию, но к такому понятию как семантический ореол метра не обращаться.

2 занятие – согласно программе Т.Ф. Курдюмовой на изучение поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина отводится 4 часа, один из которых посвящен литературоведческому анализу произведения. На этом уроке следует ввести такой этап урока, как актуализация знаний учащихся об основных размерах, при этом использовать компьютерную презентацию.

3 занятие  – согласно программе Т.Ф. Курдюмовой один час отводится на изучение стихотворений А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы». На данном этапе следует ввести понятие «семантический ореол метра» и проследить вместе с учащимися закономерности соответствия семантики и стихотворного метра.

4 занятие – в своей программе Курдюмова предлагает один урок посвятить рассказу о том, как пишутся стихи. И, на мой взгляд, на этом уроке для актуализации знаний учащихся по теме стихосложение будет уместно использование презентации.

3.        Начальные занятия на факультативах и кружках «Занимательное стихосложение» можно начинать с этой разработки, чтобы повысить интерес к стихосложению.

Урок-путешествие в сказочную страну Стихосложение. (5-й класс).

Методы: работа в парах, фронтальный опрос, метод наглядности.

Цели:

– познакомить учащихся с основными видами стихотворных размеров в стихосложении и научить различать их;

– развивать логическое мышление;

– воспитывать научное мировоззрение, учить алгоритмизировать свою деятельность.

Ход урока

1.                  Организационный момент

2.                  Постановка целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! На предыдущих занятиях вы рассматривали особенности такого рода литературы, как эпос, который реализуется в рассказе и повести. Сегодня мы приступаем к изучению следующего, нового для вас рода в литературе – лирики. Чаще всего этот род представлен в стихотворениях. А у каждого стихотворения есть свои особенности. К ним относятся ритм, рифма, строфа. И сегодня на уроки мы с вами познакомимся с основными стихотворными размерами. И для этого мы совершим путешествие в сказочную страну стихосложения, в которой живут пять братцев – основных стихотворных размеров. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

(Слайд№1).

3.                  Объяснение нового материала.

Учитель: Каждого сказочного жителя нашей страны мы будет звать двойным именем. Итак, давайте знакомиться: Ямб-Кто-там, Пятачок-Анапест, Тигренок-Амфибрахий (слайд№2), Кузенька–Дактиль и Винни-Хорей (слайд№3).

Сейчас с каждым жителем сказочной страны мы познакомимся поближе. А пока давайте подведем небольшой итог. В стихосложении есть пять основных стихотворных размеров, которые вам необходимо знать: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест (слайд№4).

Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока: «Стихосложение. Стихотворные размеры». И зафиксируйте в тетрадях пять основных размеров.

Ученики работают в тетрадях, записывают стихотворные размеры.

Учитель: Итак, знакомимся с Винни-Хореем (слайд 5). В стране Стихосложение у Винни много друзей – это буквы русского алфавита, но когда эти буквы выстраиваются в слова, то Винни-Хорей больше общается с теми гласными, которые стоят в словах в первом слоге. Об этой дружбе говорит само имя Винни. Давайте попробуем поставить ударение, отстучим это слово (слайд 6).

Ученики хором произносят «Ви́нни», выделяя при этом ударение (слайд 7).

Учитель: Итак, хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог.  Для хорея есть специальная схема: – U.  Первый – ударный слог, второй -безударный. Ребята, обратите внимание, этими символами мы будем пользоваться всегда. И запишите это у себя в тетрадях: – – это ударный слог,  U – безударный.

Ученики записывают в тетрадях.

Учитель: А теперь в тетрадях сделайте следующую запись: хорей – это стихотворный размер, в котором ударение падает на каждый первый слог. И зафиксируйте схему этого стихотворного размера.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какие же стихи написаны данным размером (слайд 7). «Мама мыла раму» – давайте вместе отстучим ударение.

Ученики вместе с учителем хором ставят ударение.

Учитель: Обратите внимание на слайд, здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется стопой. Такая стопа, как в строке \”Мама мыла раму\”, называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. Кто желает рассказать, что такое стопа?

Ученики отвечают.

Учитель: Итак, Винни-хорей дружит с теми гласными, которые стоят в словах в первом слове. А с кем же общается Ямб-Кто-там?

(Слайд 8).

Учитель (слайд 9-10): Итак, ямб – это стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог.  И ему соответствует схема: U -.

Давайте вместе отстучим этот ритм: «Кто-та́м». А теперь, рассмотрим на конкретном примере.

(Слайд 11). Пример: «Люблю грозу в начале мая».

Учитель: Есть в классе смельчак, который самостоятельно сможет отстучать ритм и составить схему?

У доски работает один ученик, затем идет проверка полученного ответа по слайду.  В случае, если учащиеся сами не приходят к выводу, что это двухсложная стопа, учителю необходимо подсказать.

4.                  Закрепление материала.

Учитель: Ребята, давайте немного усложним задачу (слайд 12). Я предлагаю вам в следующих строчках определить стихотворный размер и записать схему самостоятельно. Одного человека попрошу выйти к доске для решения этой задачи, остальные работают в тетрадях.

Один ученик работает у доски, остальные в тетради, после чего происходит общая проверка. Полученный ответ сверяется с ответом на слайде.

Учитель: А теперь мы познакомимся с еще одним жителем сказочной страны Стихосложение – домовенком Кузенькой (слайд 13).

И давайте все вместе попробуем отстучать ритм в имени домовенка Ку́зенька (слайд 14).  Ребята, мы с вами знаем, как схематично обозначается ударный слог и безударный. И сейчас вам предстоит работа в парах. Вместе со своим соседом по парте составьте схему имени домовенка.

Ученики работают в парах и отвечают у доски.

Схема должна выглядеть следующим образом: – U U.

Учитель: В русском стихосложении этот стихотворный размер называется дактилем.  Ударение падает на первый слог, а после него идет два безударных слова. Теперь рассмотрим это на конкретном примере (слайд 15). Давайте все вместе отстучим ритм, а затем, работая в парах, в тетрадях напишете схему данных строк.

Самостоятельная работа учеников. Один ученик работает у доски. Общая проверка.

На этом этапе дети должны самостоятельно прийти к выводу, что это четырехстопный дактиль. Если этого не происходит, учитель вновь возвращается к определению стопа и ее особенностям.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами успешно путешествуем по сказочной стране, и пришло время знакомиться с очередным жителем Стихосложения (слайд 16).

Знакомьтесь: это Тигренок-Амфибрахий. Помните, что все жители сказочной страны носят двойное имя? А как вы думаете почему? (Слайд 17)

Здесь дети должны сделать вывод, что ударение в именах жителей совпадает со схемами стихотворных размеров, то есть со второй частью имени. Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель должен объяснить им сам.

Учитель: А давайте проверим, так ли это на самом деле? (Слайд 16). Отстучите ударение в имени героя Тигре́нок.

Учитель: Ребята, кто сможет нарисовать схему этого имени? (Слайд 17-18).

Ученики отвечают: U-U.

Учитель: Итак, это амфибрахий, и здесь ударение падает на второй слог при условии, что он стоит между двумя безударными слогами. А теперь предлагаю это проверить на конкретном примере (слайд 19).

Один ребенок работает у доски, все остальные самостоятельно в тетрадях. Затем идет проверка. Учитель вместе с детьми снова отстукивает ритм и безударность. И опять акцентирует внимание ребят на том, что данный пример – это четырехстопный амфибрахий.

Учитель: Итак, мы успешно финишируем, и нам осталось познакомиться с последним жителем страны Стихосложение.

Знакомьтесь, это – Пятачок- анапест. Давайте поставим ударение в имени этого жителя и нарисуем схему (слайд 20). И мы делаем вывод, что анапест – это стихотворный размер, в котором ударение падает на третий слог. И определяется по схеме:  U U -.

А теперь посмотрим это на конкретном примере (слайд 21).

Один ученик работает у доски, все остальные самостоятельно в парах. Затем идет взаимопроверка.

5.                  Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сегодня с вами путешествовали по сказочной стране Стихосложение. Кого мы встретили в этой стране?

Ученики должны назвать все стихотворные размеры, которые они изучили на уроке, при этом опираясь на записи в тетрадях, а также записывая схемы на доске.

Учитель: Что нового мы узнали про жителей страны Стихосложение?

Здесь мнения учащихся будут полярными, поскольку способности детей разные. Каждый ребенок самостоятельно определяет важность полученных знаний. Задача учителя – привести полученные знания в систему.

Учитель: А теперь давайте вспомним особенности каждого сказочного жителя страны Стихосложение (слайды 22, 23).

На слайдах 24-27 даны четыре примера стихотворных размеров. Учитель может предложить работу в группах, по вариантам или работу в парах. Также можно вызвать к доске четырех школьников, которые самостоятельно определят стихотворный размер и запишут на доске схему предложенного отрывка из стихотворения. Ответы учащихся необходимо сверить с правильными ответами, которые зафиксированные на слайдах 24-27.

6. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет в стихотворениях, которые вы уже изучали, определить стихотворный размер. В итоге у вас должно получиться пять примеров, т.е. размеры ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Спасибо за урок. До скорой встречи!

Ирина Клыкова, педагог дополнительного образования, по совместительству учитель русского языка и литературы МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Ачинского района» Красноярский край, победитель XIII конкурса «Сто друзей».

Во вложенном файле – презентация к занятию.

Фото Александра Банькова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте