Цели и задачи: показать учащимся возможные варианты конфликтов, которые могут возникать в обществе, и научить находить варианты их решений; знать государственные процедуры и ненасильственные методы, которые позволяют изменить несправедливый закон или политику государства; уметь характеризовать протестные формы поведения людей; формировать навык анализировать законы и политику государства, вырабатывать свое отношение.
Оборудование
Учебник А.И.Кравченко «Обществознание 10-11 кл.», занимательная энциклопедия практического права «Живое право», портреты Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Б. Пастернака, А. Солженицына, А. Сахарова, газеты и журналы.
Опережающее задание:
подготовить сообщения о Махатме Ганди, Мартине Лютере Кинге, Б. Пастернаке, А. Солженицыне, А. Сахарове.
План урока
1. Конфликт и основные способы его разрешения.
2. Протест как активная форма конфликтного поведения.
3. Ненасилие в России.
4. Подведение итогов.
Ход урока
После того как ученики поприветствовали учителя и сели на свои места, задаю вопрос: против чего они сейчас протестуют? С чем связана акция протеста, которую вижу перед собой?
Такая постановка вопроса вызывает удивление.
Объясняю, что я наблюдаю одну из форм протеста, известную давно – сидячая забастовка. Ученики находятся на своих местах, но не работают.
1. Назовите причины протестов (конфликт).
Что такое конфликт? (Спор за обладание тем, что высоко ценится сторонами).
Какие виды конфликтов вы знаете? (Социальные, политические, межличностные, экономические и т.д.).
Сущность экономического конфликта учитель объясняет самостоятельно. Ребята анализируют рисунок на стр. 212 учебника «Обществознание 10-11 кл.» А. Кравченко.
Делают вывод, что в основе экономического конфликта лежит противоположность экономических интересов.
Работа в группах. Одна группа приводит конкретные виды конфликтов, а другая – возможные способы их разрешения.
Беседа. Какие конфликты возникали в классе? Почему? Как следовало бы их разрешить?
2. Активной формой конфликтного поведения является протест.
Если решение проблемы связано с несправедливым законом или политикой самого государства, то существуют законные способы решения этой проблемы с использованием государственных процедур. Назовите их.
Обращение в суд.
Обращение в международные организации или в международные суды.
Обращение к депутатам.
Если эти способы исчерпаны или неприменимы, то можно применить методы ненасилия.
По рассказу ученика о Махатме Ганди выделить методы ненасилия (мирные демонстрации, марши и походы; собрания и митинги; забастовки; пикетирования; кампании в средствах массовой информации; петиции; бойкоты; акции гражданского неповиновения; акции протеста и солидарности; гражданские инициативы).
Все перечисленные методы являются вполне законными в большинстве современных государств, в том числе и России. Исключение составляет гражданское неповиновение (бойкот законам).
Из истории появления бойкота. Рассказ ученика о борьбе крестьян в Ирландии в ХIХ веке против непомерных налогов, получившей свое название по имени капитана Чарльза Бойкота.
Рассказ ученика о самом известном последователе М. Ганди – Мартине Лютере Кинге – борце за равноправие негров в США.
Работа с печатными источниками (газетами, журналами).
Найти примеры государственных процедур и ненасильственных методов в России, США и других государствах. Каковы результаты борьбы против несправедливости.
Беседа. Как государственная власть должна относиться к использованию гражданами государственных процедур и ненасильственных методов для изменения законов и политики государства?
Какие из государственных процедур и ненасильственных методов применяются в России и у нас, в Волгограде и области?
3. Движение ненасилия в России (по материалам «Живого права»). В России были примеры мирной борьбы против тирании государства. Даже во времена Советской власти борца за права человека призывали бороться в рамках законов, не нарушая их.
Задание учащимся. По рассказу учителя записать основные факты движения ненасилия в России.
(«Хождение в народ», движение диссидентов, самиздат, выпуск листовок, движение за защиту прав человека, высылка диссидентов за границу, освобождение политических заключенных в годы перестройки и т.д.).
Сообщения учащихся о Борисе Пастернаке, Александре Солженицыне, Андрее Сахарове.
Государственные процедуры и ненасильственные методы – это мирные способы решения проблем. Одни философы и политики считают, что приемлемы только мирные способы борьбы – зло порождает зло; другие полагают, что когда государство становится откровенным и жесточайшим тираном и мирные способы борьбы исчерпаны, то у народа остается единственный выход – использовать уже вооруженную борьбу. В каких случаях возможна вооруженная борьба против государственной власти, и каковы ее последствия для участников и всей страны? Приведите примеры (Россия, США, Ирак и т.д.).
Что вы вместе делали на этом уроке?
О каких способах борьбы с несправедливыми законами мы говорили?
Что узнали нового, чему научились?
Галина ОРЕХОВА, Волгоград
Комментарии