search
main
0

С именем Нади Рушевой

​Некоторых людей история умело превращает в символы. Хорошо, когда вновь проступают живые карандашные очертания, проплывают перед глазами пластичные линии-рисунки и из них возникает… человек.

Где-то здесь, между миром, который может украсть одаренную художницу в 17 лет, и его запечатленной поэзией, жизнь перестает быть соревнованием и обращается в сотворчество. Может быть, какие-нибудь состязания со временем вырождаются в обезличенную традицию, но детские рисунки, появляющиеся в рамках конкурса имени Нади Рушевой, каждый год словно дарят его вдохновительнице потерянные мгновения – сбывшиеся и лишь предрекаемые. «Как прекрасен этот мир!» «Я люблю тебя, жизнь!»Дети не умеют спорить с самоочевидностью темы. Они делятся чем-то своим: летом в деревне, уютным семейным вечером, прогулкой по дождливой аллее, игрой любимого котенка, кусочком городского пейзажа. Кто-то бросает на бумагу яркие, горящие цвета, заливает ее солнечным светом, кто-то заполняет туманом пастельной минорности. Густой гуашью вырастают зеленые или осенние просторы, тонкими очертаниями здания заштриховывает пространство тушь. Номинаций две: «Цвет» – живопись – и «Линия» – графика, но впечатления, перенесенные в художественные образы, неисчислимы. Необходимость вводит дополнительные награды «За поэтическое видение жизни», «За лучшее воплощение темы конкурса», «Самому юному участнику конкурса», «За отзывчивость и сопереживание».Полвека назад маленькая Надя Рушева сама взяла в руки карандаш – искусство родилось из свободы. Почти импрессионистские абрисы отразили чувства героев мировой литературы, поймали мимолетный танец балерины, запечатлели поэта («Пушкиниана»). Конкурс, проводимый среди школьников, скорее подсказка – подсказка к творчеству, к его радости и к его проблеме, неисчерпаемости. Объявленная заранее тема, возможность широкой ее трактовки, открытость мероприятия – не важно, где ребенок потянулся к кисти, в родном классе, в художественном кружке или в профильной студии, – не ограничивают индивидуальное начало. Школы, где проводят первые, окружные туры, встречают до 500 гостей. В истории мероприятия – около 20 тысяч участников и 865 финалистов (в трех возрастных группах: 1-4, 5-8, 9-11-е классы). В отличие от олимпиады по изобразительному искусству конкурс имени Нади Рушевой не выражает оценки в баллах, поэтому эмоциональная сторона преодолевает официальную – ценится общее впечатление. Тем не менее существуют критерии определения художественной ценности рисунка: творческая самостоятельность автора, умение не только изобразить, перенести на бумагу задуманное и чувствуемое, но и показать свое отношение к пойманному мгновению – даже букет может быть внутренне не статичен. Раскрывая тему, не следует подражать образцам массовой культуры; эмоционально-интуитивное начало пленяет поэтический образ, который опирается на жизненную наблюдательность, а в детских работах – на живое, «неотягощенное» впечатление. Надо только выбрать адекватные настроению-содержанию художественные материалы, те из них, которыми хорошо владеешь, ведь так легко размазать чуткий эскиз, выстроить гармоничную композицию. Лучшие рисунки награждают памятными дипломами, разработанными школами-кураторами, посылают на городской этап, где выносят свои суждения известные деятели образования, художники, искусствоведы. Жюри возглавляет народный художник РФ, академик Российской академии образования и Российской академии художеств Борис Неменский, председатель предметно-методической комиссии конкурса Татьяна Мухина. Здесь приз профессиональный – работы-победители фотографируют, снимки помещают в рамки и вручают авторам вместе с дипломом. Итоговая выставка в Центре непрерывного художественного образования дает школьникам возможность почувствовать себя маленькими художниками – тем более что на выставку можно пригласить друзей и родителей.Но искусству необходим Мастер. Там же, где фантазия и жизнь только-только встретились, их следы неискушенному обрисовывает учитель. Он направляет, помогает, обсуждает результаты на семинарах, где обменивается опытом с коллегами, другими педагогами, методистами, сотрудниками МИОО и ЦНХО, и в случае успеха ученика получает благодарственную грамоту, возвращаясь в школу, где начинается все.Конкурс в 1998 году зародился тоже в школе – в Южном округе, в Центре образования «Царицыно», – перед тем как перейти под покровительство Департамента образования и Центра НХО. Теперь окружной тур проводят во всех округах Москвы: на базе экспериментальных площадок, школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Среди школ-координаторов – школа №2055 (Центральный округ), ЦО №504 «Полюс» (Южный округ), школа №1279 (Юго-Западный округ), ЦО №1804 «Кожухово» (Юго-Восточный округ), ЦО №1637 (Восточный округ), школы №1188 и №1122 (Северо-Восточный округ), школа №211 (Северный округ), школа №1057 (Северо-Западный округ), школа №1347 (Западный округ), ЦО №1913 (Зеленоград). В 2012 году в первом туре конкурса приняли участие около четырех тысяч школьников, из 1100 человек, прошедших во второй тур, победителями стали 180. Лучшие результаты показали школа №1188, ЦО №1637, школа №1122, гимназия №1579, ЦО №504, ЦО №548, школа №340, гимназия №1583, ЦО №1469, школа «Приоритет», школа №1372.Многие из учителей подготовили не одного победителя: педагоги И.Завражнова, И.Малахова, Л.Истомина, Н.Зражевская (ЦО №1637), В.Романков, М.Пугачева, О.Лукомская, М.Пугаева, М.Розанова (школа №1188), И.Пилосян (школа-интернат №96), И.Полякова (гимназия №1597), И.Гусейнова (школа №18), В.Голицына, С.Антипова (школа №1122), С.Сальникова (ЦО №1601), Т.Захарова (школа №340), И.Полякова (гимназия №1597), И.Пьянкова (ЦО №1482), Т.Бугакова (ЦО №1469), Т.Ростоцкая (школа «Приоритет»), Т.Баширова, Н.Сазонова (гимназия №1579), О.Коблова, Е.Северьянова (ЦО №293), Н.Шереметьева (ЦО №1089), Т.Дроздова (ЦО №504 «Полюс»), Т.Неробеева, А.Бохова (ЦО №548), Т.Папандина (школа №996), С.Уткина (гимназия №1570), М.Журавлева (ЦО №1372).В этом году городской конкурс отмечал свое десятилетие. Однако масштаб не уничтожил камерности. Дети участвуют в мероприятии из года в год и знают, что важны не официальные результаты. Обстановка на конкурсе творческая, дружеская, сюда приходят только заинтересованные, никто не отвлекается – все внимание сосредоточено на красочных кусочках детского полотна жизни; но, любуясь художественной техникой соседа, можно обрести друга. В то же время друзей вовлекают в процесс, и искусство в школе расцветает. Поэтому конкурс никогда не был лишь живописным преображением действительности – праздник творчества начинается в учебных заведениях литературно-художественными концертами, презентациями, во время которых проектор, чуть растушевывая очертания, проявляет на белом графические образы, созданные Надей Рушевой. Ребята часто сами выступают промоутерами – на стенах школьных коридоров появляются афиши, созданные победителями прошлых лет: еще раз утверждает себя девиз-тема, рисунки участников теперь уже не только во временном, но и в пространственном смысле окружают работы юной художницы, парит ангел, задумчиво прижимающий к сердцу скрипку, – эмблема, возникшая фантазией детской руки. А заканчивается конкурс для многих уже в высшем учебном заведении – художественная школа требует сознательного целеполагания, но можно «случайно» выиграть там, где не состязаются, и увидеть свой путь. «Участвовать в конкурсах по искусству – значит высказывать свое мнение через творчество». «Конкурс имени Нади Рушевой – очень хорошая возможность проявить каждому ребенку свой талант. В рисунках можно передать свои чувства», – говорит растущий человек. И мы снова переходим в категорию символов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте