Его надо строитьсо школьной парты
Москве состоялась IV Всероссийская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву – 2000. Она стала замечательной традицией, настоящим праздником для тех, кто привык считать граждановедение наиважнейшим предметом. Ее организаторы – “Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” при участии Министерства образования РФ, Российского центра обучения избирательным технологиям ЦИК, Посольства США в Москве, Американской федерации учителей.
На торжественном открытии олимпиады присутствовал один из руководителей Российского государства – председатель Государственной Думы РФ Геннадий Николаевич Селезнев.
Из “Комсомольской правды”, которая в первые годы перестройки наделала немало шума, Селезнев в 1989 году пришел в “Учительскую газету”. Именно ему принадлежит идея конкурса “Учитель года”. Именно он впервые пригласил в тогдашний СССР американского учителя года. И именно Селезнев настоял на том, чтобы учителей года ежегодно принимал президент страны. Разговор в Кремле Горбачева, Селезнева и первого учителя года Александра Сутормина стал новостью номер один в тот день для всех телеканалов и информационных агентств. Когда мы попросили Геннадия Николаевича прийти на открытие, он с ходу согласился, несмотря на то, что олимпиада начиналась в воскресенье в подмосковном поселке “Московский” и что на этот день у него было запланировано еще несколько встреч.
Охрана была вежливой и почти незаметной. Никого не расталкивали и не отталкивали. Когда дети в перерыве ринулись к спикеру задавать вопросы, на лице накачанных парней в строгих костюмах промелькнула тревога, но они так и остались на своих местах. Все пытались сфотографироваться с председателем Думы. По одному, вместе с учителями. Он терпеливо позировал. Одна учительница так стремительно ринулась к Селезневу, что чуть не сбила с ног нашего главного редактора. Но все это было потом…
Олимпиаду открыл главный редактор “Учительской газеты”, президент Ассоциации “За гражданское образование” Петр Положевец. Он отметил, что, как и в прошлые годы, путь к финальному этапу олимпиады был трудным. Из сотен хороших работ нелегко было отобрать 45 самых лучших.
– Предстоящая олимпиада – это несколько дней общения, – сказал он. – Знакомство с проектом “Гражданин” поможет вам понять, что и вы сами многое уже сейчас сможете сделать, чтобы наша жизнь стала лучше.
Геннадий Селезнев, председатель Государственной Думы:
– “Учительская газета” взяла на себя большую ответственность – проведение Всероссийской олимпиады по граждановедению. Петр Григорьевич, главный редактор “Учительской газеты”, показал мне ваши ответы на вопросы заочного тура, и я был приятно удивлен, что вы так глубоко интересуетесь избирательным правом, государственным устройством страны, Конституцией Российской Федерации. Это хорошо, что у молодежи есть стремление заглянуть в будущее своей страны, представить, какой она может быть в новом тысячелетии. И хорошо, что именно “Учительская газета” начала об этом серьезный разговор и на протяжении вот уже четырех лет проводит такую олимпиаду.
Действительно, тогда, десять лет назад, когда мы придумывали конкурс “Учитель года”, нам очень хотелось, чтобы учитель был на особом положении. Мы тогда думали, что сможем привлечь широкие массы учителей к нашему конкурсу, а к их проблемам – внимание общественности. Когда Советский Союз распался, мы не очень надеялись, что этот конкурс будет жить. Поэтому я признателен и коллективу “Учительской газеты”, и Министерству образования, что конкурс набрал серьезную высоту и стал социально-политическим явлением в жизни России.
Сегодня, как видите, появляются новые формы работы, новые конкурсы, и, в частности, эта олимпиада по предметам граждановедческого цикла – тоже новинка, и очень хорошая. Она развивает сознание ребенка, воспитывает его настоящим гражданином, заставляет задуматься, что и как можно делать для улучшения своей жизни. Вы все прекрасно понимаете, что на смену сегодняшним депутатам Государственной Думы, сегодняшним членам правительства скоро придут более молодые люди. ХХI век – это ваш век. Скоро у вас наступит тот возраст, когда вы сможете баллотироваться и в местные законодательные собрания, и в Государственную Думу. Я очень рад, что вы уже сейчас начинаете осознавать, что, совершенствуя законодательную базу, очень многое можно сделать для общества.
Несколько слов о нашей сегодняшней Государственной Думе. Вы знаете, что в Думе работают 450 депутатов. Они избираются по смешанной избирательной системе. 225 депутатов – по спискам избирательных объединений и 225 – по мажоритарной системе или по системе одномандатных округов. Депутаты работают в 28 комитетах.
Каждый, кому близка та или иная область деятельности, приходит в соответствующий комитет, чтобы заниматься вопросами законотворчества. Как вы понимаете, на депутатов не учатся. Это люди самых разных профессий. Примерно год уходит на то, чтобы человек осознал свою новую роль. Поскольку все работают на профессиональной основе, они должны стать профессиональными депутатами. У одних это получается, у других – нет.
Между двумя нашими палатами есть четкое распределение – кто чем занимается. Вы знаете, что сейчас активно обсуждается вопрос о том, чтобы изменить порядок выборов в Совет Федерации. По сегодняшнему закону он формируется таким образом, что уже по должности глава исполнительной власти региона – губернатор и глава законодательной власти, как только их избирают на эту роль, автоматически становятся членами Совета Федерации. Конечно, здесь трудно говорить о легитимности. Совет Федерации работает не на профессиональной основе. Члены его приезжают на свои сессии каждый месяц на два дня, поэтому мало что они сами успевают сделать. У губернаторов очень много обязанностей и ответственности на месте, и поэтому, для того чтобы еще работать в Совете Федерации, нужно быть не то что двужильным, а десятижильным.
Вот почему сейчас в том проекте закона, который мы получили от президента, рекомендуется избирать Совет Федерации местным законодательным органам. В этом случае работа верхней палаты сможет стать более эффективной. Члены ее будут подотчетны своему местному собранию.
Я вас всех – ребят и учителей – приглашаю в среду в Госдуму. Посмотрите, как мы работаем.
(Полностью выступление Г.Н.СЕЛЕЗНЕВА будет опубликовано в приложении к “УГ” – еженедельнике “Граждановедение”).
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования:
– Выступление Геннадия Николаевича по сути своей явилось уроком по граждановедению.
Граждановедение – это тот необходимый предмет, на котором воспитывается человек деятельный и ответственный. Все зависит от воспитания. Поэтому оно должно стать одним из важнейших направлений в деятельности школы.
У нас хорошая школа. Во многом наша система обучения лучше других, но она основывается преимущественно на естественном цикле предметов: химии, биологии, физике, математике. Нам крайне необходимо гражданское образование. Правда, оно не может быть заимствовано из другого общества, скажем, из западного или восточного, и перенесено в наше, с другими привычками, с другими традициями.
Хочу подчеркнуть, что министерство будет всячески поддерживать Олимпиаду по граждановедческим дисциплинам, я верю, что из ее участников вырастет интеллектуальная элита, от которой будет зависеть будущее нашей страны. Мы постараемся со следующего года сделать эту олимпиаду государственной, используя поддержку каждого районного центра, каждой области.
Сегодня в этом зале присутствуют ученики, учителя, ученые, председатель Государственной Думы. И этим подчеркивается важность сегодняшней олимпиады. Все это вселяет надежду, что гражданскому обществу в России быть.
Юрий ВЕДЕНЕЕВ, руководитель Центра обучения избирательным технологиям при ЦИК:
– Сидящие в этом зале ребята – это новое поколение наших будущих избирателей. Очень важно, состоитесь ли вы как полноценные граждане или растворитесь в истории России.
Помните, что вы не объект процесса, а подлинный субъект. Вы должны понять, что у демократии есть свои ловушки и свои тупики. Демократия – не идеальная форма власти, но все трудности при ней можно преодолеть путем обсуждения. Если вы поняли важность правового сознания, важность гражданского общества, значит, вы состоялись.
Чарльз КВИГЛИ, исполнительный директор Центра гражданского образования (Калифорния, США):
– Нашей стране повезло, что демократия у нас развивается уже более четырехсот лет. Нам повезло, что наша страна не подвергалась военным разрушениям. Мы настолько привыкли жить в идеальном демократическом обществе, что воспринимаем его как должное. И потому в наших школах нет настоящих программ гражданского образования.
Современная демократия – это очень сложная система. Наши исследования показали, что 75 процентов учеников не понимают, в чем состоит демократия. Молодые люди в большинстве своем не принимают участия в ее совершенствовании. Во время последних президентских выборов только 17 процентов молодежи пришли на избирательные участки. Я должен сказать, что ваше гражданское образование во многом лучше, чем наше.
Почему народ добра не помнит, или Прав ли был Цицерон
Недавно губернатор Кемеровской области Аман Тулеев на всю Россию сделал вывод: “Нам рано жить при демократии, мы все до нее не доросли”.
Процитировав слова губернатора, Андрей Котлованов из поселка Зауральский Челябинской области в своей письменной работе не вступает в открытую полемику с высказанной горькой мыслью, а пытается проанализировать жизнь в стране на примере родного села и области с помощью знаний, полученных на уроках граждановедения и самостоятельно. Если большинство простых людей усматривают в словах Амана Тулеева неверие в демократические формы правления и желание “твердой руки”, то наш конкурсант приходит к противоположному выводу: “Российскому народу пора научиться жестко и принципиально спрашивать со своих избранников в лице мэров, губернаторов, депутатов и президента… А представителям власти пора понять, что демократия – это свобода”. И еще: “Когда я писал сочинение “Если бы депутатом был я…” в рамках Всероссийского конкурса сочинений старшеклассников, организованного в прошлом году “Учительской газетой”, я предложил идею принятия каждым депутатом кодекса чести. С тех пор прошли месяцы, и сегодня, осмысливая это, я считаю, что кодекс чести депутата необходим”.
Что отличает конкурсные работы ребят, так это не только знание предмета, но и собственная мысль.
Конкурсанты видят корни проблем и пути их решения: “Выход – планомерное последовательное развитие и укрепление экономики государства, расширение финансовой базы соблюдения и защиты прав человека”.
“Но также необходимо, чтобы для власти права и свободы человека стали действительно высшей ценностью, чтобы государство расценивало соблюдение и защиту прав человека как свое священное предназначение и обязанность”.
“Но государству необходима помощь его граждан. Каждый из нас должен знать свои права и уметь их отстаивать”.
В своей работе ученица школы # 47 Ростова-на-Дону Татьяна Зубова умно и тонко анализирует факты недавней истории и реальное состояние нашей сегодняшней политической жизни, подмечая опасности для нашей молодой демократии.
Блестяще ответили на вопросы олимпиады в своих письменных работах Елена Левина из гимназии # 7 г. Саратова, Ксения Найденкова из Обнинска.
Выражение “Народ добра не помнит, но хорошо знает тех, кто дает обещания и постоянно находится на виду” принадлежит Цицерону. В одном из заданий для конкурсантов они должны были прокомментировать это актуальное сегодня, как и две тысячи лет назад, высказывание. В целом конкурсанты уважительно отнеслись к Цицерону, во всяком случае лучше, чем к Наполеону III, сказавшему, что политику выгодно “исчезать на время со сцены, чтобы не уронить себя в бесплодных сражениях дня”. Согласия с Цицероном было больше, однако некоторые конкурсанты и его высказывание подвергли критическому анализу. Андрей Котлованов провел социологический опрос среди жителей поселка, опросив 310 человек (!), чтобы выяснить, помнит ли народ добро. Народ посрамил Цицерона, назвав многих политиков, совершивших, по его мнению, добрые дела в прошлом. Так что народ помнил и помнит добро, знает он и политиков, раздающих обещания, но ценит ли, уважает ли – это еще вопрос.
“Я не уйду без дополнительных вопросов”
Конкурсантам предложили: “Вы являетесь депутатами Государственной Думы, и вам предстоит выступить по одной из острых проблем страны. Приведите аргументы, которые бы убедили ваших коллег в том, что означенная вами проблема действительно требует скорейшего решения”.
И вот речь “депутата”, в роли которого, как нам кажется, успешно выступила Ксения Найденкова:
“Уважаемые депутаты!
Экономика нашей страны переживает в настоящее время тяжелейший кризис и упадок. Развитие России, укрепление ее внутреннего и международного авторитета невозможно без сильной, стабильной экономической базы. Наш ориентир по Конституции – демократическое правовое государство. Но, как подтверждает не только наука, но и история, подобные политические системы и режимы возможны только в экономически развитых государствах. Именно поэтому я бы хотела предложить на ваш суд некоторые меры по оздоровлению экономики. Во-первых, это развитие частного предпринимательства, чему будет способствовать снижение налогов, введение единого для всех минимального подоходного налога (так как богатым дешевле уйти от уплаты налогов, чем заплатить их), это и государственное инвестирование частного сектора, например, путем снижения ставок по кредитам и выдача их на более длительные сроки. Как это ни покажется странным, но необходимо окончательно приватизировать или вернуть в государственную собственность предприятия, находящиеся в смешанном владении (как показывает практика, такие предприятия наименее прибыльны, потому что фактически нет определенного владельца). Во многом необходимо создание благоприятного климата для притока иностранных инвестиций, в том числе и так критикуемых США. Такая политика была бы исторически обоснована. Именно такие действия стали главной причиной таких послевоенных явлений в Японии и Германии, как “экономическое чудо”.
Заместитель начальника Департамента общего среднего образования Министерства образования Алексей Водянский, выступая перед учителями во время олимпиады, заметил, что некоторые тесты, предложенные соревнующимся, и для него, историка, обществоведа, представляют немалую сложность. И все же многие ребята, несмотря на это, в большинстве случаев ответили правильно.
Устные испытания, будь это экзамены в школе, на конкурсах, олимпиадах, всегда вызывают большое волнение. Но на них к тому же ученик сможет с большей очевидностью продемонстрировать не только свои знания, умение четко и логично выражать свои мысли, но и умение собраться, сконцентрироваться. Показать свои волевые качества. И, к сожалению, порой некоторых участников подводили не знания, а излишнее волнение. Хотя о том, что сами члены жюри были предельно доброжелательны, говорили все.
Вот отвечает Костя Молчанов (Новонадеждинская школа Волгоградской области) из младшей группы. Он рассказывает о Конституции РФ. И говорит не очень уверенно и потому неточно обосновывает необходимость ее принятия. И тут на помощь спешит ему член жюри Галина Смирнова. У них начинается диалог, в результате которого ответ Кости стал гораздо полнее.
Во всех трех группах ребята, ответы которых нам удалось услышать, в основном порадовали умением рассуждать, знанием практического материала, хотя, конечно, кое-кто отвечал односложно, приблизительно.
В самой старшей группе понравились ответы Татьяны Зубовой, Андрея Котлованова (но волнение его все-таки подвело, и он так и не сумел занять призового места), Алексея Ракова, Ксении Найденковой.
Ксения и в прошлом году участвовала в олимпиаде. И мы все видели, как уверенно и твердо она движется к победе. В этом году она первая из старшей группы достигла вершины Олимпа.
На устном испытании она очень подробно и широко дала определение гражданскому обществу. Во втором вопросе требовалось предложить свою программу развития воображаемого города. Ксения свою программу посвятила родному Обнинску, которому недавно был дан статус наукограда. Девушка нарисовала довольно захватывающую картину преобразования своего города, всех сторон его жизни. Членам жюри ее программа понравилась, но, поскольку “она уже значительно вышла из рамок регламента”, ее остановили. Но Ксения, которой еще так много хотелось рассказать членам жюри, заявила: “Я не уйду, пока вы мне не зададите вопросы”. Жюри пришлось ей уступить.
“Цена человеку – дело его”
Так считал пролетарский писатель Максим Горький. Действительно, только в деле раскрывается истинная суть человека, его способности, его умение сотворить что-то для пользы других людей. Но сначала все же было слово в преподавании граждановедения. Учили ребят говорить открыто, искренне доказывать свое мнение, спорить, невзирая на авторитеты.
Но как говорили в недавние времена: всякая теория мертва без практики. И обладающим знаниями об обществе, о том, как надо действовать, чтобы защитить свои или чьи-то права, как улучшить жизнь свою и других, ребятам захотелось применить их в деле. Тут весьма кстати появились в России программы – социальные проекты, которые могут разрабатывать школьники. Одна из первых – проект “Гражданин”.
Тема социального проектирования стала одной из основных в рамках нашей олимпиады-2000. И тем самым подчеркивались важность, насущная необходимость связать полученные знания на уроках граждановедения с жизнью. Сначала для учителей прошел семинар “Социальное проектирование в школьном образовании и воспитании”, на котором руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования Владимир Пахомов поделился опытом.
По его мнению, социально активные граждане должны уметь быстро включаться в социальное пространство. Именно через социальные проекты ребята приобщаются к взрослой жизни. Они изучают и анализируют проблемы своего микрорайона: села, улицы, школьной территории. Сначала проводят социологическое исследование, потом анализируют собранный материал. Предлагают свои варианты решения проблемы.
Сегодня о проектах самарских школьников “Чистый пляж” и “Наш пакет предложений кандидату в депутаты Государственной Думы” знает вся страна. Кстати, предложения ребят здорово помогли самарским законодателям в работе над несколькими местными законами, а созданная по их инициативе молодежная биржа труда в Кинель-Черкасах стала базовой моделью для всей области.
И на другой день обсуждение социального проектирования было продолжено. Для учителей и ребят была устроена презентация проектов, над которыми работали школьники Самары и Санкт-Петербурга, причем петербуржцы создавали свой проект – “Декларацию прав школьника” параллельно со своими сверстниками из США, с которыми они до этого общались только через Интернет и электронную почту и впервые встретились на нашей олимпиаде.
“Для сердца вольного есть два пути”
Приятно было видеть, как легко и быстро, знакомились ребята друг с другом. И в этом им помогали замечательные педагоги – доктор педагогических наук Александр Прутченков и методист районного отдела образования г.Ульяновска Марина Шкробова. Тренинг, который они проводили в первый день, так и назывался “Давайте познакомимся”. И к концу дня они действительно говорили друг другу теплые слова, добрые пожелания, “дарили подарки”, как то: “уверенность в себе”, “хорошее настроение”, “радость”.
Барьер отчуждения был быстро снят, и ребята, приехавшие из разных концов страны, неожиданно для себя из потенциальных соперников превратились в дружную единую команду, участвующую в общем походе на штурм Олимпа. А уж кто первый достигнет его вершины, тому и общие искренние аплодисменты.
На протяжении всего общения с ребятами Марина и Александр подводили их к одному и тому же: им всегда придется выбирать, и этому учиться надо с детства. Уж такова жизнь, что она постоянно выводит человека на развилку, когда перед ним оказывается, как правило, не менее двух дорог. По какой из них пойти? Думается, что такие тренинги и заставляют детей искать, анализировать, выбирать самую верную. Как и в прошлом году, ребята провели игру, только на этот раз были выборы депутатов молодежного парламента, они прошли все процедуры, вплоть до тайного голосования.
Была еще одна игра – “Социальное проектирование”. Участники олимпиады придумывали советы разработчикам: работай с энтузиазмом, не отступай перед трудностями, определи реальные пути и наметь цели, оцени свои возможности, подумай, сможешь ли ты сказать что-то новое.
Думали ребята и о том, как проводить следующую олимпиаду. Они предложили организаторам пригласить на нее президента Путина, расселять не по заранее составленным спискам, а по желанию, завтракать, обедать и ужинать не в столовой, а прямо в гостиничных комнатах, никакие испытания “вопрос-ответ” не устраивать, а разговаривать с жюри только в режиме диалога, и самое главное – организовать международную олимпиаду. Ведь, оказывается, подобные проходят в 27 странах!..
Депутаты тоже прогуливают
Знаете, в чем главное отличие конгресса США от нашей Государственной Думы? В том, что в американский конгресс вход свободный – не нужны никакие пропуска и удостоверения. А через нашу пропускную систему не каждый избиратель сможет пробраться. Конечно, если только вы не получили личное приглашение спикера Государственной Думы.
Геннадий Селезнев, выступая на открытии олимпиады, пригласил школьников и учителей посмотреть на заседание палаты с думского балкона. Мы не преминули им воспользоваться. И в среду, к половине десятого утра, явились к парадному подъезду.
Охрана преодолена успешно. (Слава Богу, документы никто не забыл!) В холле нас встречают “экскурсоводы” – начальник отдела общественных связей Вазых Сиразев, советник пресс-службы Николай Алексеев, консультант Алла Лаврушко.
– А часто у вас в Думе бывают экскурсии? – интересуются ребята.
– Каждый день. Правда, не такие многочисленные… – Николай Сергеевич оглядел нашу внушительную группу. – Маленькое предупреждение для тех, у кого есть фотоаппараты: с балкона снимать нельзя.
70 человек балкон бы не выдержал. Пришлось заходить партиями, в три приема.
– Смотри, смотри – Жириновский!
– Ага, а вон там, видишь, – Немцов.
Ребята выискивали в зале знакомые лица.
В этот день депутаты обсуждали закон об ограничении табакокурения.
– Во-первых, он направлен на борьбу с некачественной табачной продукцией, – Николай Сергеевич объясняет нам смысл закона. – А во-вторых, курильщиков предполагается отделить от некурящих людей.
– Полезный закон, – говорят ребята.
– Да, полезный. Только, понимаете, наш спикер, Геннадий Николаевич, сам курит, поэтому могут возникнуть сложности… Но будем надеяться, что здравый смысл победит вредную привычку.
Торжества здравого смысла мы не дождались, пришлось уступить место следующей группе.
– Сейчас утро, вы видели, что зал довольно полный, – комментирует наш экскурсовод. – К вечеру он обычно пустеет. А некоторые депутаты вообще месяцами в Думе не появляются.
– А зарплату они получают?
– Получают, к сожалению. Дело в том, что у нас не разработан механизм отзыва депутатов. Один весь прошлый созыв “прогулял”, и ничего, снова избрался, уже от другой области.
Сделали общий вывод – нужно заполнять пробел в законодательстве.
Напоследок заглянули в одну из фракций, посмотреть, в каких условиях трудятся народные избранники. Первое, что бросается в глаза, – картины на стенах. Особенно впечатляет огромная белая голова коня. Подпись: “Буцефал”.
– Это депутаты рисуют?
Николай Сергеевич улыбается на наш наивный вопрос.
– Нет, это выставка профессионального художника. У нас в Думе часто проводятся выставки, должны же депутаты иметь представление о современном искусстве.
На память – снимок в депутатском кресле (пока хозяин на заседании). И с Буцефалом. Депутатов же фотографировать не разрешили!
Наталья БУНЯКИНА,
Маргарита КУРГАНОВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Комментарии