search
main
0

С головой в омут перемен

ЕГЭ наделал в Якутии куда больше шума, чем переход на 12-летнее обучение – еще один эксперимент, в который республика столь же смело вступила осенью 2001 года. Более того, можно сказать, что обыватель и не ведает про него – все как-то тихо и гладко.

Да гладко ли? Полгода назад, спустя два месяца после начала учебного года я побывала в Министерстве образования республики. Там мне очень обстоятельно рассказали, что будет представлять собой этот эксперимент, а главное, как он будет проходить конкретно в Якутии. К тому моменту было известно, что в нем участвует 81 школа, причем все это согласовано с детьми и родителями. Напомню, что принцип добровольности последовательно и весьма активно исповедовался в республике еще при проведении единого экзамена, поэтому я не стала сомневаться, что и в этом случае все будет именно так. Вполне заманчиво звучало то, что в течение года Российская академия образования будет вести мониторинг, где будут отслеживаться педагогические, психологические и даже гигиенические и медико-физиологические показатели. В свою очередь республика бралась за разработку национально-регионального компонента, повышение квалификации учителей, участвующих в эксперименте, обещала содействовать выделению средств на повышение квалификации и на надбавки этим педагогам за дополнительную нагрузку. Правда, на начало учебного года кое-какие проблемы еще (или уже?) давали о себе знать: федеральные учебники тогда пока не поступили, а свои были в стадии подготовки.
Полгода спустя мне довелось побывать в политехнической школе N2 г. Якутска – единственной в городе, в которой, кроме первого класса, в эксперимент вступили два десятых. Настроенная поначалу оптимистично, в конце беседы с заместителем директора по научной работе Надеждой Тимофеевой я была уже просто в недоумении. Но обо всем по порядку.
Эту школу организаторы эксперимента, безусловно, выбрали не случайно. Как ни у какого другого, у здешнего педколлектива был наработан колоссальный опыт преподавания в классах с углубленным изучением дисциплин. Можно сказать, испокон веков, а точнее, еще с 60-х годов школьники старших классов здесь “с особым пристрастием” изучали физико-математические дисциплины, позже – химико-биологические и гуманитарные. В последние лет десять разделение на потоки началось уже со среднего звена, при этом общеобразовательные классы были сохранены. Помимо всего прочего, именно в этой школе всегда особое внимание уделялось изучению родного (якутского) языка и национальной культуры – того самого регионального компонента, что прибавлял школе еще большую популярность среди родителей и самих учеников. В итоге сегодня это одна из крупнейших городских школ – в ней учатся 1870 учеников. Условия не идеальные, но вполне реальные для Якутска, тем более что теперь едва ли не каждая школа мало что перегружена, так еще имеет обыкновение содержать хотя бы один “углубленный” или профильный класс. И что же мы имеем к завершающему этапу первого года эксперимента, к четвертой четверти, когда уже можно подвести самые первые, робкие итоги?
А имеем мы в первую очередь растерянность. Растерянны педагоги, непосредственно участвующие в эксперименте (кстати, о чем узнали они уже после начала учебного года). До их учеников и родителей новость дошла едва ли не к концу первой четверти, когда началось заполнение анкет, т.е. начался мониторинг, обещанный РАО. Вслед за новостью возникло недоумение: почему десятый класс, участвующий, как было объявлено в эксперименте по 12-летнему образованию, заканчивает учебу уже на следующий год, т.е. реально двенадцатый класс ему не светит? Как объяснили Надежде Константиновне, а она, в свою очередь, передала своим учителям, это сделано для того, чтобы не нервировать учеников и их родителей дополнительным годом обучения, который вдруг свалился накануне окончания школы. К концу года вопросов заметно прибавилось, а задать их некому. За весь год учителей собрали лишь однажды, уже после начала учебного года, где им рассказали, в каком великом деле, собственно, они принимают участие. С тех пор – ни специальных предметных курсов, ни семинаров. Учебники в основном те же самые, что и раньше, доплату “за эксперимент” учителя не видели в глаза… Продолжать? В новую программу введены новые предметы, например “Технология”, но нет ни учебника, ни методики, а главное, нет учителя, готового и подготовленного вести новую дисциплину. Больше всего учителя недовольны отсутствием обратной связи. Результаты мониторинга им недоступны. Итак, эксперимент идет, верхи отчитываются, а низы делают свое дело – как могут, как умеют. Учителя в ответе за своих учеников и пропасть им не дадут, на полпути не бросят, выучат, помогут поступить в вуз. А ведь это главный показатель по нашим временам! Подопытные классы из второй школы спасает, по-видимому, только опыт и профессионализм учителей. К тому же не будем забывать, что профилизация у них началась еще два года назад, поэтому они успели накопить запас знаний, необходимых для работы. Наблюдая за своими учениками, Надежда Константиновна сделала свой вывод: у ребят не было проблем с адаптацией к новым условиям учебы. Все-таки углубленный класс, он и есть углубленный. Но вот как быть с другими?

Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте