search
main
0

С героями сказок понятнее и веселее

В письме МО РФ “О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях” (19.03.1996) рекомендовано в школах построить вертикаль гражданско-правовых знаний, которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры, воспитание высоких нравственных качеств личности, законопослушания.
Обычно затруднения вызывает реализация гражданско-правового образования на I и II ступенях обучения.
Рекомендуем начать работу уже с младшими школьниками. У детей 7-10 лет, поступающих в школу, социальные мотивы – занять новое положение в школе. Интересно делать все, что предлагает учитель, пользующийся абсолютным авторитетом.
Знакомство с Декларацией прав человека необходимо организовать интересно и занимательно. Надо продумывать методику каждого занятия (использование оборудования, наглядных пособий, привлечение к учебной деятельности учащихся).
Когда у учащегося накапливается запас представлений, ясных, ярких, точных о сложном предмете (“право”, “свобода”), тогда можно приступать ко второму этапу – сравнению представления, выделению сходных признаков, образованию понятий. Чем богаче конкретный материал, тем легче отвлеченная работа – выработка понятий.
Например, статья 22 Декларации прав человека иллюстрируется пушкинской сказкой “О рыбаке и рыбке”. Притязания старухи позволяют учителю донести до понимания школьников понятие “социальное обеспечение”.
У детей 5-7-х классов (11-15 лет) ведущий социальный мотив – найти свое место среди товарищей в классном коллективе, стремление завоевать авторитет, оказаться на уровне их требований. Теперь учитель – не центральная фигура.
Эмоциональное благополучие ученик чувствует, переживает, когда к нему хорошо относятся одноклассники, а мнение учителя уже на втором месте. Неуспех в учении – причина недисциплинированности. Не уважая в ученике личность, учитель таким образом сам вызывает непослушание: грубость, упрямство, неуважение к себе.
В 5-6-х классах увеличивается: в 6 раз – упрямство; в 7 раз – негативизм; в 9 раз – бравирование недостатками; в 10 раз – противопоставление учителю; в 42 раза – число немотивированных поступков.
Если учитель наносит ущерб положению ученика в коллективе сверстников, то он теряет свое влияние на его поведение. Если способствует упрочению статуса ученика в классе, то укрепляет свое влияние на подростка.
Изучение в этих классах Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка приводит к упрочению статуса и подростка, и учителя.
15-17-летние в 8-11-х классах – это люди, обращенные в будущее.
Самоопределение – мотивационный центр, который определяет их деятельность, отношение к окружающему. Учение выступает в свете этой основной направленности личности; в учении интерес – не к фактам, а к закономерностям, устойчивый, личностный, ненасыщаемый. Эмоциональное благополучие есть, если удовлетворена потребность (троякая):
1) позиция школьника;
2) позиция личности в коллективе сверстников;
3) позиция будущего члена общества.
Этим потребностям отвечают новые школьные курсы: “Человек и общество”, “Право и политика”, “Личность. Мораль. Право” и др.
Русский психолог П. Блонский в свое время писал: “Перед тем, как давать ученикам новый материал, надо проверить, на каких уже имеющихся у детей знаниях можно построить этот урок. Поэтому опытный педагог это учитывает.
Чем младше ребенок, тем короче должен быть рассказ или текст: иначе он потеряет нить”.
Это замечание психолога Блонского надо постоянно иметь в виду при изучении такого документа, как Всеобщая декларация прав человека: документ изложен непростым юридическим языком. Сухое заучивание непонятных текстов неприемлемо. Занятия должны быть яркими, интересными, занимательными.
Для детей необходима упрощенная лингвистическая версия такого сложного юридического документа, как Всеобщая декларация прав человека.
Удачно найдена методика занятий – изложение статей декларации от лица сказочных персонажей и литературных героев.
Исходя из этих положений, мы предлагаем строить занятия по Всеобщей декларации прав человека и по Конвенции о правах ребенка:
1) как мини-уроки (15-17 минут);
2) учитывать нежелание детей читать “скучные” документы, излагать статьи документов от лица персонажей сказок, басен, литературных произведений;
3) использовать упрощенную лингвистику при пересказе статей;
4) термины и понятия должны быть тщательно разъяснены, ориентированы на передачу смысла;
5) в декларации многие понятия не раскрываются, но их описание и уточнение имеются в Международных пактах по правам человека, на подготовку пактов ушло почти 20 лет (1948-1966 гг.);
6) учитывать, что эмоциональные впечатления долго помнятся;
7) изучать статьи декларации можно не в том порядке, как представлены в документе;
8) урок граждановедения, не превратившийся в урок морали, надо считать несостоявшимся.
Планы-конспекты уроков по изучению Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка
Тема занятия (статья 17)
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.
Оборудование:
1. Текст статьи 17 декларации.
2. Сказка Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок”.
3. Иллюстрация к сказке “Конек-горбунок”: два коня златогривых, перо Жар-птицы и доносчик-вор “спальник, прежний конюших начальник”.
Урок начинается вопросом учителя: “Кто из вас уже читал сказку П. Ершова “Конек-горбунок”?”. Выясняется, многие читали еще до школы.
Далее, учитель читает отрывок из сказки. Иван-дурак поймал кобылицу, она пыталась сбросить Ивана, но…
Наконец она устала.
“Ну, Иван, – ему сказала, –
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.


По исходе же трех дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка…
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку…”
Братья Ивана Данило и Гаврило похитили коней и решили их продать, а деньги поделить. Но Иван на своем коньке догнал похитителей:
Братья, то есть, испугались,
Зачесались и замялись.
А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”.
Урок закончился оживленным обменом мнений, в котором “досталось” братьям Ивана. Очень засомневались мои третьеклассники, неужто братья “умнее” Ивана, скорее наоборот.
Прошло 10 лет, а участники урока запомнили этот спор и статью 17 декларации.
В качестве учебного материала к этому уроку можно привлечь и других сказочных героев, но не надо “распыляться”, главное, чтобы был уяснен смысл.

Тема занятия (стать 3)
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Оборудование: текст сказки “Красная Шапочка”, иллюстрация к сказке в книге Е. Шабельника “Ваши права”.
На этом же уроке мы использовали остросюжетный “Рассказ о трех яблоках” из книги “Тысяча и одна ночь” (Избранные сказки. М., 1977). Сюжет рассказа таков: “У молодого мужа тяжело заболела жена. Она сказала, что если муж достанет ей яблоко, она покушает и выздоровеет. Муж никак нигде не может найти и купить яблок, даже за большую цену. Ему сказали, что яблоки есть в соседней области. Он едет, покупает три яблока. Жена выздоравливает. Вдруг на улице этот муж увидел у черного раба яблоко и спросил, где раб достал яблоко. Раб сказал, что яблоко взял у своей возлюбленной женщины, взял одно из трех. Молодой муж пришел домой и увидел у жены только два яблока. – Где третье? – Не знаю! – ответила жена. И муж этот ножом убил свою жену и отрезал ей голову от тела. Потом узнали, что яблоко черный раб украл у этой женщины, и она не виновна”.
Эту сказку, “Рассказ о трех яблоках”, мы использовали и на занятиях по статье 11 декларации. Дети усвоили, что самосуд – это плохо. Примечательно, что после этого урока школьники заинтересовались сказками “Тысяча и одна ночь”, читали и восхищались ее сюжетами.

Тема занятия (статья 4)
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах
К этому уроку мы прочитали рассказ Л. Толстого “Кавказский пленник”, а еще материал о судьбе русского солдата Евгения Родионова, попавшего уже в наше время в плен к чеченцам, где его подвергали издевательствам, принуждали отречься от православия и принять ислам. Он отказался, и его замучили до смерти. В данном случае нарушена статья 18: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей”.

Тема занятия (статья 15)
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить его.
Известность “Сказки о царе Салтане” А. Пушкина позволяет учителю еще раз, выборочно, обсудить отрывки из сказки, вслух прочитать некоторые стихи-строчки: бояре “В спальню к ней (царице) пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ.
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян…”
Правда, в конце концов справедливость была восстановлена. Козни бояр получили отпор. (Иллюстрации к сказке в книге Шабельника усиливают восприятие, впечатление о случившемся).

Тема занятия (статьи 6-7 Конвенции о правах ребенка)
Статья 6
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Изучать эти права в наше время надо не на сказках. Тема вопиющая. И начать разговор со школьниками мы решили с Володи Путина. 26 марта, когда Россия голосовала за нового президента, в городе Иркутске, на свалке нашли младенца. Было 13 часов 10 минут. На морозе он пролежал около 1 часа. Нормальное сердце дает 140 ударов в минуту, у малыша пульс был меньше 50 ударов.
Малышу врачи, которые вытащили его с того света, дали имя Владимир Путин.
Нерадивая мамаша до сих пор неизвестна. А ведь по конвенции малыш Володя имеет право знать своих родителей, право на их заботу о нем. Мама выбросила его в кучу мусора, обрекая малыша на смерть. К сожалению, не только у Вовы Путина такая судьба. Сейчас в России 500000 брошенных детей. И вот эти дети несут в себе обиду на мир, они в жизни будут носителями враждебности.
Но ведь было же время, когда Европа восхищалась заботой России о детях. Французские энциклопедисты были первыми европейцами, которые признавали заслугу России в создании воспитательных домов. Дени Дидро прислал Екатерине II даже денег на их устройство.
При очень высокой нравственности простого народа русские девушки иногда в подоле приносили, а чтобы от позора уйти, подкидывали младенцев между грядок на огородах. Частые войны усиливали бездомность, сиротство, нищенство.
Известно, что Екатерина II лично наблюдала в родильном доме: женщинам позволялось рожать в черных масках на лицах, с правом не отвечать на вопросы об отце, а рожденный тут же отнимался – ради свободного гражданства. Бывала она и в воспитательных домах, в которых был устроен особый механизм для приема детей с улицы. С улицы устраивался лоток. В этот лоток мать укладывала своего младенца, после чего дергала за веревку (это была сигнальная веревка). Внутри дома раздавался звонок. Механическое колесо двигало лоток, и плод грешной любви, младенец, въезжал внутрь воспитательного дома. Мать-грешница за это время успевала убежать.
Малыша принимали, осматривали, купали, делали запись.
Для государства вопрос: мало людей – работать некому, много людей – чем кормить. Вот сейчас стоит в России вопрос: чем кормить детей.
А 200 лет назад Екатерина II понимала иначе: много людей – богатая страна. Да еще по совету профессора Аничкова было объявлено, что воспитательные дома станут производить новую породу людей – не рабов и не дворян, а свободных граждан!
Еще раз хочу заметить, что уроки по изучению Всеобщей декларации прав человека, Декларации и Конвенции о правах ребенка должны быть архиэмоциональны. Должны оставлять сильное впечатление. И они должны быть мини-уроками. Скуку с таких уроков – вон! Не всегда здесь убедителен сказочный персонаж. Бывает, что цифры, факты более убедительны.
Для осмысления каждой статьи декларации можно рекомендовать следующие вопросы:
К ст. 1. Приведите примеры когда люди не признавались свободными от рождения.
К ст. 2. Что такое социальное происхождение?
К ст. 3. Что такое личная неприкосновенность?
К ст. 4. Существует ли торговля людьми в наши дни?
К ст. 5. Можно ли считать телесные наказания нарушением данной статьи?
К ст. 6. Что значит быть защищенным законом?
К ст. 7. Что такое дискриминация?
К ст. 8. Чем помогает суд потерпевшему?
К ст. 9. Что такое произвольный арест, задержание или изгнание?
К ст. 10. Что такое независимый суд?
К ст. 11. Можно ли осудить человека за действия, которые стали считаться преступлением уже после их совершения?
К ст. 12. Что такое неприкосновенность жилища?
К ст. 13. Почему право человека уехать из своей страны и вернуться на родину оговаривается особой статьей?
К ст. 14. Что такое ООН?
К ст. 15. Что такое право на гражданство?
К ст. 16. Почему государство должно охранять семью?
К ст. 17. Что значит произвольно лишить кого-то имущества?
К ст. 18. Что такое свобода совести?
К ст. 19. Что такое свобода убеждений?
К ст. 20. Что такое свобода мирных собраний?
К ст. 21. Как люди могут принимать участие в управлении своей страной?
Что такое государственная служба?
Что такое тайное голосование?
К ст. 22. Что такое социальное обеспечение?
К ст. 23. Что такое право на труд?
К ст. 24. Что такое рабочий день?
К ст. 25. Что такое материнство?
К ст. 26. Что такое право на образование?
К ст. 27. Примеры научных, литературных и художественных трудов.
К ст. 28. Что такое социальный и международный порядок?
К ст. 29. Могут ли права и свободы человека быть ограничены?

А. РОДИОНОВ,
методист Калужского института усовершенствования учителей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте