Прошли футбольные матчи на стадионах, но у юных футболистов Южного округа занятия любимым видом спорта на этом не заканчиваются: они плавно перешли в спортивные залы школ.
Мини-футбол – близкий к большому футболу вид спорта, который по-своему привлекателен, а самое главное, доступен, так как не требует огромных полей, для занятий вполне достаточно спортивного зала. Не мешают мини-футболу ни российские морозы, ни холод, ни частые осенние и весенние дожди. Но самое главное то, что мини-футбол стал одним из демократичных видов спорта, так как им могут заниматься школьники любого возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, независимо от весовых и ростовых данных, как в других видах спорта. Кроме того, занятия мини-футболом развивают скорость, силу, координацию, выносливость, вырабатывают чувство командного духа и умение действовать коллективно. Все это привлекает учащихся к систематическим занятиям мини-футболом.Большую помощь в развитии мини-футбола оказала проводимая Департаментом образования работа по реализации президентской программы «Мини-футбол в школу» и принятого 30 августа 2007 г. приказа №677 «Об организации и проведении соревнований школьной футбольной лиги». На основании этого приказа в Южном окружном управлении образования были изданы соответствующие документы, способствующие созданию окружной школьной лиги по футболу, тренерского совета, судейской коллегии, совета капитанов и других рабочих органов.Сейчас, по истечении нескольких лет со дня создания футбольной лиги, мы отмечаем значительное увеличение числа школьников, занимающихся футболом. По состоянию на 20 декабря 2010 года в образовательных учреждениях Южного округа футболом и мини-футболом занимаются 4500 юных спортсменов, причем из них 500 девочек. Только в 2010-2011 учебном году в районных соревнованиях по мини-футболу приняли участие 265 команд (3687 человек), в финальных соревнованиях приняли участие 69 команд, в составе которых ребята различных возрастов.Работа, проведенная в округе по развитию мини-футбола, приносит положительные, качественные результаты. В 2009-2010 учебном году по результатам финальных соревнований чемпионами Москвы в рамках школьной футбольной лиги в своих возрастных группах стали команды школ №902 и №877, а по мини-футболу две команды школы №877 были участницами первенств Российской Федерации, одна из которых – 1993-1994 г.р. – завоевала почетное 3-е место.В нынешнем учебном году команды Южного округа готовы к новым испытаниям. Завершились окружные соревнования, выявлены победители и призеры. Первые результаты общемосковских соревнований юных спортсменов 2000-2001 г.р. (4-5-е классы) показали, что мы находимся на правильном пути. Правда, команда школы №936 заняла только 4-е место, но показала хорошую технико-тактическую и волевую подготовку, проиграв в борьбе за 3-е место команде Юго-Восточного округа один мяч по пенальти, так как в основное время игра закончилась со счетом 6:6. В настоящее время готовятся к городским соревнованиям команды школ №941 и №877, эти соревнования пройдут в 2011 году.Учитывая коренные изменения, происходящие в системе московского образования, следует внести определенную коррекцию в организацию учебной и внеурочной работы школьной физической культуры. На мой взгляд, вчерашний подход к организации учебной и внеурочной работы не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Это вызвано тем, что в настоящее время вся учебная работа в школах строится в основном на двух программах, утвержденных Министерством образования РФ, – В.И.Ляха, и А.П.Матвеева, а во внеурочной деятельности большое внимание уделяется комплексным спартакиадам с обязательными видами соревнований. И то и другое создает определенные трудности в работе школ, учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования, так как ограничивает их творчество.Сейчас в деятельности учреждений образования происходят огромные изменения, разработаны новые стандарты образования, происходят коренные изменения в программе начальной школы, на первый план выходит качество обучения и Его Величество Учитель. В нашей же физкультурной среде, кроме робкого разговора о третьем уроке физической культуры, никаких подвижек нет. На мой взгляд, необходимо смелее вводить в практику работы опыт передовых школ по профилированию видов спорта. Например, у нас в Южном округе есть примеры углубленной работы по одному-двум видам спорта. В первую очередь к ним следует отнести Центр образования №548 (директор Ефим Рачевский), где профильным видом спорта стал баскетбол, школу №877 (директор Ирина Филькова), где основной вид спорта – футбол, школу №652 (директор Елена Фоменко) – настольный теннис, школу №936 (директор Александр Королев) – футбол и восточные единоборства, школу №980 (директор Татьяна Юдаева) – бокс, школу №1171 (директор Юлия Коковихина) – мини-футбол.Современная школа должна отойти от необходимости слепо выполнять обязательную программу по физической культуре, она должна иметь право разработать свою программу на основе утвержденных Министерством образования и науки РФ стандартов, исходить из своих материально-технических условий, кадров и творческих наработок. Так, в настоящее время в Москве идет эксперимент по интеграции футбола и мини-футбола в учебную программу по физической культуре в начальной школе, в который включились более 30 школ Москвы. Я не сомневаюсь, что этот эксперимент даст положительные результаты.Таким образом, на мой взгляд, перестройка школьной физической культуры и спорта должна осуществляться на углубленном изучении видов спорта, введении третьего часа физической культуры во всех классах, сокращении, а может быть, и полном устранении комплексного зачета спартакиад районного, окружного и городского значения. Все это станет еще одной ступенью вверх по привлечению к занятиям физической культурой как одной из основных сторон укрепления здоровья подрастающего поколения и повышения их спортивного мастерства в избранном виде.Николай БАТМАНОВ, методист УВР ДООЦ «Южный», заслуженный работник физической культуры
Комментарии