– Это уникальное издание само по себе. Сюда вошли имена, ранее в словари по разным причинам не входившие. Этот опыт будет продолжен…
-Но готовить образованных, мыслящих граждан России, я вижу, вы начинаете с дошкольных лет и с первых шагов в школе?
– Вот смотрите!
(На стол ложатся все новые стопки книг. Яркие, насыщенные дидактическим и познавательным учебным материалом, представленным в увлекательной форме, – книги для чтения в первом классе “Читалочка” Л.Климановой, для творческой работы с малышами – “Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных” Н.Бетеньковой, “К пятерке шаг за шагом” Л.Ахременковой – для углубленных занятий русским языком. Тут же толстенькие тома хрестоматий – для знакомства с раннего возраста с произведениями детских писателей всего мира – “Ноев ковчег” и “Расскажи мне сказку” в сопровождении содержательных комментариев Э. Ивановой. И газетной полосы не хватит рассказать обо всем, что я увидела и просмотрела в “Просвещении”, а это были книги только гуманитарного цикла за 1994 год и за первые месяцы этого года).
Это учебники и учебные пособия нового типа – для углубленного изучения предметов. В том числе и параллельные учебники – их Министерство образования называет вариативными. А также учебники для гимназий, колледжей, школ с “творческими классами”. Уже десять лет назад (Судаков в то время был главным редактором издательства. – Л.К.) началась колоссальная работа по созданию коллектива авторов – умных, образованных, остро мыслящих, чутких ко всему передовому.
– Александр Петрович, сейчас немало появляется издательств, специализирующихся на выпуске новой учебной литературы. Но слишком часто это бывает на уровне самых приблизительных экспериментов, как-то уж очень самодеятельно. Чувствуется, что новичку-автору некому было помочь выстроить методически точно его замысел. В “профессиональности” ваших книг можно не сомневаться, это, наверное, их основное достоинство?
– У нас большой опыт. За профессионализм отвечаем полностью. За каждый учебный цикл отвечает своя редакция – математики, литературы, химии, биологии, эстетического воспитания и т.д. Такая профессионализация коллектива редакторов нашей “дружины”, кстати, дала нам возможность издать, не плетясь в хвосте у других издателей, сочинения писателей, запрещенных в прежние времена, причем с толковыми предисловиями и комментариями. Школьные библиотеки в достаточно короткий срок пополнились замечательной литературой. Что же касается учебников, у нас давно разработан учебно-методический комплект: учебник – методика – дидактический материал – научно-популярные издания. Этот комплект дает учителю и ученику широкие возможности для грамотной и творческой работы с учебным материалом. Пожалуй, больше всего проблем с учебными изданиями по современной отечественной истории, не надо вам об’яснять, почему. Впрочем, и здесь есть свои успехи.
(Директор показывает четыре брошюры, подготовленные к 50-летию Победы. В одной – уникальные статистические и фактические материалы об основных событиях войны, в другой – архивные сведения о заключительных сражениях Великой Отечественной, о Берлинской конференции и ее решениях, о роли СССР в разгроме милитаристской Японии. Третья книга посвящена главам пяти великих держав, как сказано в аннотации; тут литературные портреты Сталина, Рузвельта, Черчилля, Гитлера, Муссолини. Четвертая – о видных стратегах мировой войны – Жукове, Макартуре, Роммеле. Все под редакцией академика Н.Севастьянова. Все – с современных позиций, глубоко осмысленно. Такая литература заинтересует и школьника, и историка).
– Александр Петрович, а как распространяются ваши книги – вот, наверное, проблема, и немалая?
– Да, когда система книготорговли распалась, от издательства потребовались усилия, о которых оно на протяжении десятилетий и не подозревало. Разрабатывается комплекс мер. Главное сегодня – это выход на прямые связи с теми, от кого зависит, чтобы школы России, читатели знали, что мы издаем. Мы недавно провели встречу с оптовыми торговыми организациями, работающими с учебными изданиями, с работниками библиотечных коллекторов и независимыми издательствами – обсуждали формы сотрудничества. Создали свой издательский центр в Нальчике, откуда будут вестись пропаганда нашей литературы и собираться заказы в самой республике и у соседей. Во Владивостоке подписали договор о совместной деятельности – там центр будет осуществлять связи с Сахалином, Камчаткой, Хабаровским краем. Чтобы издавать книги, нужен на них твердый заказ.
– Что требует сегодня время от директора такого все еще мощного государственного издательства, как “Просвещение”?
– Большой личной ответственности. Постоянный поиск новых форм в издательской деятельности. Борьба за своего читателя – это хорошая, нужная, глубокая и, я подчеркну, занимательная книга. Содержательность – полиграфический уровень – скорость книгоиздания. Рукопись не может залеживаться, она устаревает морально. Вместе с издательством я несу ответственность за каждую об’явленную книгу.
Тут директор “Просвещения” Александр Петрович Судаков глубоко вздохнул: “Вот наша боль”. На столе перед ним лежали “Известия” с шапкой на первой полосе: “По воле народных избранников российские школьники остались без учебников”. Судаков вместе с директором учебного издательства “МИРОС” А.Абрамовым обратился к президенту. Это крик отчаяния, но это и убедительное доказательство того, что из положения нужно выйти. А пока 140 миллионов экземпляров учебников не печатаются. Простаивают опытные редакторы, простаивают опытные полиграфисты. Когда же наконец станет ясной судьба учебника, а значит – судьба нации?!
Лидия КУДРЯВЦЕВА
В момент подписания номера в свет стало известно, что правительство выделило незначительные средства на печатание бесплатных школьных учебников федерального комплекта.
Комментарии