Занимаясь с учениками, которые находятся на домашнем обучении, педагоги школы №1368 делают все возможное, чтобы дети испытывали от образовательного процесса весь спектр эмоций, как и школьники, которые сидят за партой.
В школе №1368 создают условия для образования и развития каждого ученика, учитывая пожелания родителей и возможности ребенка. Очень в этом помогает именно надомное обучение. Может ли учеба, которая идет вне школьных стен, быть полноценной, интересной, увлекательной? По личному опыту смело могу сказать: да.
Не каждый ребенок в силу своих особенностей может писать, говорить, слушать, самостоятельно работать на уроке или быть физически активным. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ самое важное – правильно подобрать педагогические приемы, которые будут соответствовать возможностям конкретного ребенка и раскроют его потенциал.
Надо сказать, что во многом от педагога, его желания создавать условия для качественного обучения, находить способы для особенного ребенка, включать его в процесс познания зависит, насколько школьная жизнь окажется полноценной, увлекательной, эмоционально насыщенной и успешной для ученика.
Первое, с чего стоит начать учителю, – подобрать индивидуальные методы работы, которые помогут сделать процесс обучения продуктивным, интересным, доступным и, что особенно важно в этом случае, неутомительным. Именно эти педагогические основы дадут возможность детям познавать, спрашивать, размышлять, отвечать, экспериментировать и радоваться своим успехам.
Приведу пример из опыта работы с учеником со сложной формой ДЦП, который, имея сохранный интеллект, не мог говорить и передвигаться самостоятельно.
Первый год обучения был самым непростым: стоял вопрос о включении неговорящего, моторно скованного ребенка в школьный процесс, о качественной диагностике, поиске подходящих методов обучения и дальнейшей его социализации. Была подобрана программа, использующая синтезатор речи, которая помогает людям с такими нарушениями не только общаться, рассказывать о себе и своих желаниях, но и делать процесс обучения динамичнее, живее и разнообразнее. Было трудно, но мы справились. И сейчас Иван читает, считает, решает задачи и даже имеет возможность быть услышанным. Такие успехи учеников окрыляют педагогов и мотивируют их на дальнейшую работу.
Могу сказать, что доступное образование в реалиях нашего времени для меня как педагога коррекции – это прежде всего разнообразие форм обучения, а также способы организации учебного процесса для каждого независимо от способностей и физических возможностей. Желание ребенка учиться и развиваться, чувствовать атмосферу и ритм динамичной школьной жизни не должны разрушать ни длительная болезнь, ни лечение, ни особенности развития. Надомное обучение – это одна из форм, которая, учитывая способности ученика, дает ему возможность почувствовать себя частью школы, коллектива, что немаловажно в становлении личности.
Эльмира СПЕКТОР, учитель-дефектолог школы №1368
Комментарии