Управляющие советы в школах Зеленограда стали уже почти обычной формой государственно-общественного управления, поэтому мы не могли не поговорить о работе такого совета с председателем управляющего совета школы №1151, главным редактором радиокомпании «Зеленоград сегодня» Анатолием Кузнецовым.
– Анатолий Закирович, почему, на ваш взгляд, родители должны участвовать в управлении образовательным учреждением?- Для этого есть очень веские причины. Изначально речь идет о том, чтобы наше общество было гражданским, а общественные и управляющие советы как раз и есть институты настоящего гражданского общества. Это те организации, которые должны стать своего рода мостиком между обществом и руководством страны, различными институтами власти, органами управления. Я считаю, что управляющие советы образовательных учреждений очень важный инструмент, хотя кто-то до сих пор и считает, что на данном этапе эти советы по большей части декоративны и не играют серьезной роли. Надо учитывать, что мы первые, а первым всегда сложнее. Думаю, что в дальнейшем все будет лучше отработано, в том числе и процедура выборов управляющего совета, у родителей будет реальная возможность избирать людей, представляющих их интересы. Когда человек участвует в процедуре избрания управляющего совета, он ведь принимает на себя ответственность за свой выбор. Управляющим советам сегодня необходимо начать работать в тех аспектах, которые представляются наиболее важными.- Что это за аспекты?- Во-первых, необходим хорошо налаженный контакт между администрацией школы и родителями. Он, как правило, имеется, но тем не менее могут возникать какие-то конфликтные ситуации, недопонимание, у директора может появиться необходимость донести какую-то информацию до родителей, обсудить ее с ними. Управляющий совет хорош тем, что может изучить мнение большинства родителей, сформулировать его и представить администрации школы. Тем более что сейчас легко можно донести информацию через школьный сайт. Второе и очень важное: чем должен заниматься управляющий совет, ради кого он создан? Конечно же, ради детей. А что детей волнует? Среда, в которой они находятся, содержание образования и безопасность. То есть мы должны совместными усилиями создать в школе такую комфортную обстановку, чтобы дети хотели идти в школу. Какой бы хороший ни был учитель, но если, к примеру, в классе протекает потолок, согласитесь, не очень хочется идти учиться в такой класс. Должно быть все сделано так, чтобы в классах была уютная обстановка, чтобы ребенку хотелось учиться. И питание в школе должно быть хорошим. Я думаю, это будет нормальным, если раз в неделю кто-то из управляющего совета придет в столовую и вместе с детьми пообедает, вот тут сразу и станет понятно, можно ли это кушать. Мы, конечно, не можем определить химический состав пищи, но все мы у себя дома питаемся домашней едой, хотя бывает, что и хорошие продукты можно испортить. Процесс приготовления еды в школе необходимо постоянно мониторить. В общем, в школе ничто не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций, в том числе когда речь идет о посещении туалета.В содержании образования в последнее время происходят изменения, и дети порой болезненно на них реагируют. Я имею в виду ЕГЭ, ГИА, обучение с использованием интерактивных досок, электронные журналы. Такие ситуации надо смягчать, делать для этого все, что возможно, в пределах школы, подойти к этому разумно. Было бы очень неплохо также видеть ситуацию по школе в целом, знать обстановку во всех ее классах. Это мог бы быть такой мониторинг, который можно провести в течение всего лишь одного дня. Для этого нужен расширенный общественный совет школы, в который вошли бы представители от родителей всех классов. Взаимодействие может быть электронным, то есть порядка нескольких десятков электронных сообщений – и мы знаем, что у нас происходит в школе. Но это пока в будущем.- Как вы думаете, должны ли родители вмешиваться в образовательный процесс?- Нет, они же в большинстве своем не педагоги. Но родители могут стать прекрасным источником обратной связи и предложений. Представьте, в конце учебного года управляющий совет каждой школы проведет опрос родителей и обобщит их мнения по тому или иному вопросу, а затем каждая школа выработает какие-то рекомендации в адрес Департамента образования. Почему бы и нет, ведь у нас создается обновленная система образования, она не может сформироваться сразу идеальным образом, необходимо вносить предложения, поправки. Конечно, мы, родители, не можем прийти в школу и заявить: «Вы неправильно преподаете биологию», но мы можем сказать о том, к примеру, что дети перегружены.Ведь в какие условия сегодня поставлены дети? К примеру, одиннадцатиклассникам говорят: есть средний балл аттестата, а есть результаты ЕГЭ. А дети, они ведь прагматичны и рассуждают так: если я затрачу усилия, на «4-5» буду учиться по всем предметам и «работать» тем самым на аттестат, я не смогу столько же усилий одновременно потратить на подготовку к ЕГЭ по обязательным и основным предметам. А вот если я направлю все усилия именно на подготовку к ЕГЭ, получу, к примеру, в результате 185-190 баллов, то в этом случае я буду лучшим и конкуренция будет невелика. То есть я не попаду в число тех, для кого при прочих равных условиях будет иметь значение средний балл аттестата». Нынче каждый ребенок выстраивает свои приоритеты и живет в соответствии с ними. Таким образом, в самом образовательном процессе заложена мина, да и мы детей в 11-м классе настраиваем на то, чтобы они не напрягались особо над теми предметами, которые им не понадобятся при сдаче ЕГЭ. Возникает конфликт, потому что учитель, к предмету которого дети стали в 11-м классе относиться прохладнее, оказывается в ситуации стресса. Понимаете, родители не просто видят со стороны какие-то школьные проблемы, они буквально пропускают их через свою шкуру, как говорится. Все детские проблемы – это проблемы их родителей, и хотелось бы успешно решать их сообща со школой. Главная задача – чтобы родители школьников понимали и верили, что управляющий совет – это не декорация, а институт гражданского общества, который может им помочь в решении многих проблем. Во многом это зависит от органов управления образованием, которые должны помочь эту веру не загасить.- Но согласитесь, большинство людей пассивны, слишком заняты, напряженно трудятся, воспитывают детей. Так ли много неравнодушных людей, готовых пожертвовать своим личным временем и стать посредником между родителями и администрацией?- Статистика говорит о том, что в обществе примерно 10% людей не пассивны и ведомы, готовы что-то менять к лучшему. Важен еще мотив. Почему человек согласен стать председателем управляющего совета? Главное, чтобы это было не только для того, чтобы учителя лучше относились к его ребенку. Я считаю, что достойный человек всегда найдется. Важно, чтобы был отбор. Почему сложно нам в Зеленограде? Многие ездят на работу в Москву, откуда им взять время на общественную работу? Я, к примеру, как представитель малого бизнеса, имею возможность практически в любое время заехать в школу, а если человек трудится в бюджетной организации, он будет очень ограничен во времени. Я давно и хорошо знаю школу, председателем управляющего совета которой стал, ее оканчивает моя вторая дочь. Конечно, стараюсь не мешать работать, но с директором Игорем Агаповым мы иногда спорим, и это, я считаю, здорово. Нужно уметь находить компромиссы, а вот крайностей не должно быть. Крайности – это когда человек приходит работать в управляющий совет с целью вывести на чистую воду или же, наоборот, действует абсолютно формально и равнодушен к проблемам школы. У нас большая школа, и мне это нравится. Маленькой должна быть школа или большой? Все-таки я считаю, что большая школа дает больше возможностей и детям, и педагогам. Поэтому я поддерживаю процессы укрупнения образовательных учреждений. Хотя в результате для некоторых руководителей это может обернуться потерей статуса руководителя.- Итак, каким же должен быть управляющий совет в школе?- В управляющий совет должна входить команда родителей, готовых сообща работать, а не только числиться в управляющем совете и подписывать документы. Это, по сути, должны быть люди, готовые тратить свое время, не получая взамен ничего. Материальной выгоды здесь никакой, поэтому должно восторжествовать лучшее человеческое начало – бескорыстие.Обязательно нужно поддерживать управляющие советы, помогать им. Блажен, кто верует, как говорится. Но другого варианта у нас просто нет.
Комментарии