С начала учебного года в разных городах страны произошло несколько страшных детских самоубийств. Вначале всех потрясло самоубийство первоклассника из Березовки Красноярского края. Совсем недавно покончила с собой 14‑летняя девочка из Смоленской области. Между красноярским и смоленским было еще несколько трагических случаев. Поводы, приведшие к непоправимому, во всех случаях разные, но объединяет все истории одно: в трудную минуту с детьми, которых уже не вернуть, не оказалось рядом мудрого взрослого – ни родителя, ни педагога, ни соседа, ни родственника. А если бы кто-то выслушал, подсказал, посочувствовал, все могло бы быть совсем иначе.
Продолжение темы, затронутой в статье Кирилла Карпенко «Почему ребенок меня не слушается и не слышит?» (см. №2 «Учительской газеты» от 8 января 2019 года)
Школьным педагогам некогда говорить по душам, на это жалуются очень многие. Даже если учитель, мысли которого заняты очередными задачами, поставленными руководством, заметил, что с ребенком что-то не то, ему трудно выбрать время для разговора. И даже если время найдется, то как найти верные слова? Как говорить с детьми, чтобы они почувствовали, что любые проблемы можно решить, что их маленькая жизнь другому человеку важна и интересна?
В университетах не учат говорить с детьми. На практикумах по возрастной психологии не дают готовых рецептов, а занимаются в основном классификацией. Много чем занимаются, но только не учат слушать, внимать, проявлять заинтересованность в ребенке. Любить ребенка точно не учат.
К счастью, есть среди педагогов люди с большим и добрым сердцем, обладающие интуицией. Их не нужно учить, что и когда говорить, они сами это чувствуют. И слова они находят самые лучшие, самые точные. Это одаренные педагоги, а одаренных, увы, много не бывает. Но остальные могут и должны у них учиться, стараться быть внимательнее к детям, сердечнее. Не жалеть времени на разговоры, которые, возможно, для кого-то окажутся спасительными.
Вот лишь один эпизод из жизни Марии Маховой, педагога дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества города Иванова, записанный ею самой после одного (но далеко не первого) серьезного разговора:
Группа 12‑летних. Начинаю занятие, Настя поднимает руку:
– Подождите, пожалуйста… Сначала поговорите с нами.
– Хорошо, – отзываюсь я. – Давайте поговорим.
– В прошлый раз вы не у всех спросили, что нас тревожит.
– Прости, значит, я не успела. Мы действительно не договорили. В прошлый раз мы говорили о свободе.
– У меня нет свободы, – говорит Настя. – Меня ни о чем не спрашивают, только приказывают. У меня даже расстройство началось, я сама попросила маму отвести меня к психологу.
– Расскажи, интересно!
– Мы нашли платного, и я ходила к нему несколько раз…
– И что?..
– Ну… Мы выяснили, какой у меня темперамент… И мою самооценку…
– Тебе это чем-то помогло?
– Нет.
– Давай разбираться.
– Да мне-то все ясно! – восклицает девочка. – Дело ведь не во мне!
– Давай начнем с того, что любая ситуация, происходящая с нами, дана нам не просто так. Значит, дело и в нас тоже. Только не путайте это с чувством вины, вашей вины в сложившейся ситуации может и не быть. Просто ситуация одному дается такая, другому – такая. Нужно понять, как ее пройти.
– А как пройти?
– Как квест. Жизнь вообще вся состоит из квестов. Прошел – вышел на новый уровень. Не прошел – бегаешь по кругу, как лошадь, пока не пройдешь. А пройти невозможно, если ты эту ситуацию не примешь и не поймешь, где выход.
– Так нет выхода!
– А ты искала? Или только обвиняла всех в том, что тебе плохо?
– Ну-у-у…
– Причем родителей прежде всего?
– Ну а кого?
– И претензий к ним накопилось выше головы?
– А чего они…
– Скажите, – обращаюсь я к группе, – у многих из вас обиды на родителей?
Подростки неопределенно жмут плечами, сморят внимательно.
– Очень важную вещь сейчас скажу, и как родитель, и как ребенок, и как человек… – говорю я. – И это вы должны усвоить навсегда, на всю жизнь, что бы ни происходило. Осуждать родителей, иметь к ним претензии нельзя. И если вы обижаетесь на них, то, перекипев, сразу же прощайте. Понимаете, что происходит… Родители и вы – это одно целое, одна кровь, один род. Осуждая своих родителей, вы осуждаете и себя заодно, и свою кровь. Вы стреляете себе в висок. Знаете же, что есть такая заповедь «не убий»? Она и об этом тоже, способов убийства очень много.
– А если родители бросают своего ребенка?
– Значит, у него мало любви в душе. У них больная душа, не дали им любви в детстве. Что ж тут обижаться, им гораздо хуже, чем тому, у кого она есть.
– А если издеваются?
– Нормальный человек не будет ни над кем издеваться, это противоестественно, человек рожден для любви. Преступнику место в тюрьме, хотя на самом-то деле ему лечить нужно душу. Это тоже нездоровый человек.
– Но ведь он родитель!
– Он этого не знает. Он живет в своем тумане и ничего не знает, совсем ничего. А возможно ли его вывести из тумана – это тоже вопрос.
– Ну а все-таки… – говорит Настя. – Как мне пройти этот квест?
– Судя по всему, родители не доверяют тебе, думают, что ты что-нибудь учудишь, а им потом расхлебывать.
– Они совсем меня не знают!
– Ну, значит, нужно, чтобы они узнали твои хорошие стороны и намерения, – говорю я. – Постарайся стать с родителями друзьями. Ты давно делала им какие-нибудь приятные вещи? Подходила не с просьбой о чем-нибудь, а для того чтобы их поддержать, сказать им что-то хорошее?
– Им скажешь, конечно…
– Какие ваши варианты выхода из ситуации? – задаю я вопрос детям.
– Нужно найти с родителями общий язык, – говорит одна девочка.
– Конечно, – соглашаюсь я. – Сейчас родители для тебя другая планета, сделай ее своей. Ведь и в жизни тебе придется учиться находить общий язык с другими людьми. Возможно, что тебе эта ситуация дана для того, чтобы ты научилась осваивать другие планеты.
– Легко сказать…
– Нужно узнать, что их интересует, – говорит другая девочка. – И поговорить с ними на эти темы.
– Но они все равно умнее! – восклицает Настя.
– И слава богу, – смеюсь я. – Они и должны быть умнее. Но они ведь не могут знать всего на свете. Расскажи им что-нибудь умное, что их заинтересует.
– Я?
– Ну вот у меня в младшей группе есть Милана, так она каждый раз рассказывает что-нибудь новое, что вычитала в энциклопедии. И дети слушают ее, открыв рот. Почитай книги, стань умнее и интереснее, и родители увидят, что ты не ребенок-проблема, а разумный человек.
– М-м-м-м… – вздыхает и одновременно мычит Настя.
– Сделай им что-нибудь приятное, – предлагаю я. – Ну, например, пока они на работе, приготовь им чего-нибудь, что они любят. Представляешь, они приходят домой усталые, а дома ты их ждешь – вся такая в фартуке.
– Да я не умею готовить…
– Научись, «Гугл» тебе в помощь. Что-нибудь несложное и незатратное. Печенье какое-нибудь испеки. Заодно и сама научишься.
Настя смеется, ребята улыбаются тоже.
– Понимаешь, – говорю я, – родители могут быть в чем-то неправы, они могут быть замотаны своими проблемами и работой. И им кажется, что твои проблемы в сравнении с их проблемами вообще ни о чем. Поэтому не иди к ним пока с проблемами и просьбами, иди с позитивом. Улыбайся им и рассказывай о хорошем.
– А о чем?..
– Да хоть о чем…
Я смотрю на всю группу и на каждого в отдельности. Мне нужно сказать им что-то очень важное, что я сама прошла и поняла когда-то. Я так хочу, чтобы они были счастливы! Я так надеюсь на это!
– Понимаете, друзья… – говорю я тихо, но ребята и сами сидят тихо и внимательно слушают. – Я сейчас скажу вам еще одну важную вещь, и ее тоже нужно понять и усвоить, без этого вам трудно будет жить. То, что вы несете в своей душе, то вы и получите от жизни. Не нужно все время требовать от кого-то любви, научитесь отдавать свою любовь сами. Если несете в себе агрессию, недовольство, то мир вам ответит тем же. А вы будете плакать и говорить: «За что он меня, ведь я же ему ничего не сделал!» А нужно успеть сделать, мир так же нуждается в вашей любви, как и вы – в его. Убирайте негатив и претензии. Ищите выходы, придумывайте, танцуйте под дождем. И мир вас услышит.
Комментарии