search
main
0

С детьми и родителями работаем по-новому

Детский сад №1167 открылся после капитального ремонта в 2003 году. Педагогический коллектив очень молод, но уже с первых дней работы мы знали, как необходимо тесное сотрудничество с семьями наших воспитанников.

Сегодня мы участвуем в окружном эксперименте в рамках программы «Московская семья – компетентные родители», а мы осваиваем и развиваем новые формы работы. Вот уже пять лет работает группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Адаптационная», с сентября 2005 года на базе сада открылась группа выходного дня для детей раннего возраста с родителями.

Ранний возраст – очень важный этап в психическом и физическом развитии ребенка. Именно в раннем детстве формируются важнейшие качества личности, влияющие на все дальнейшее развитие ребенка, когда он овладевает элементарными формами общения, начинает ориентироваться в мире окружающих его вещей, осваивает способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками. При этом всегда рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а детский сад способствует его развитию, умению общаться со сверстниками, то с уверенностью можно сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то их ждут печальные последствия.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Поэтому созданию условий для детей раннего возраста в нашем саду уделяется большое внимание, как и подготовке ребенка к детскому саду, которая осуществляется в тесном сотрудничестве специалистов с родителями. Совместная подготовка ребенка к посещению ДОУ способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей о раннем возрасте, помогает осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Материалом для совместных встреч служат игры, игровые задания, анкетирование, консультации, памятки для родителей детей раннего возраста, рекомендации, советы родителям по взаимодействию с детьми.

Сотрудничество педагогов и родителей помогает выявить индивидуальные особенности будущего воспитанника и облегчить процесс привыкания к дошкольному учреждению.

Конечно, не каждый ребенок раннего возраста по тем или иным причинам готов расстаться со своей мамой. Для социализации таких детей необходимо долговременное присутствие родителей. В помощь таким семьям в ДОУ организована группа для совместного пребывания детей и родителей. Здесь ребенок в ситуации безопасности и полного принятия (мама рядом!), осваивает новые для себя элементы продуктивной деятельности, общается с другими детьми и взрослыми, взаимодействует с родителем в непривычных для него формах – совместной продуктивной, игровой, физкультурной деятельности.

Родитель, находясь в группе, получает новые знания и осваивает практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, растет его педагогическая компетенция, появляется уникальная возможность не эпизодически, а длительно наблюдать за другими детьми, сравнивать стили воспитания, обмениваться родительским опытом, наблюдать за деятельностью специалиста. В группе возникают доверительные отношения, способствующие появлению заинтересованности в сотрудничестве. Кроме того, пребывание в такой группе имеет арт-терапевтический эффект: исчезают напряженность, излишняя тревожность, страхи, связанные с родительской «неуспешностью».

Педагог имеет возможность наглядно показать приемы, способы взаимодействия с ребенком, его обучения и развития. Происходит трансляция психолого-педагогических знаний родителям самым естественным образом, при этом родитель получает ответы на волнующие его вопросы. Предмет особой заботы педагогов – трансляция положительного образа ребенка: особо подчеркиваются его личностные достижения, появление новых навыков, умений.

Опыт работы нашего детского сада позволяет сказать, что создание групп совместного пребывания детей и родителей способствует взаимовыгодному сотрудничеству ДОУ и семьи в интересах ребенка, установлению доверительных, партнерских отношений и повышению статуса ДОУ в глазах родительской общественности.

Коллектив детского сада продолжает активно реализовывать задачи программы «Столичное образование-4». В саду создана группа выходного дня для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. В программе работы группы большое внимание уделяется формированию у детей навыков социального общения со сверстниками и взрослыми, а также профилактике нарушений осанки и зрения. (См. схему 1.)

Родители, имеющие детей в возрасте от года до семи лет, не посещающих дошкольные учреждения, имеют возможность получить психолого-педагогическую помощь и поддержку специалистов консультативного пункта, также открытого и успешно работающего на базе нашего детского сада.

Активное сотрудничество с семьей требует высокого профессионализма от всех членов педагогического коллектива. Именно поэтому педагогический совет нашего ДОУ принял решение о разработке проекта внутрисадовской программы «Воспитатель и родитель – успешное сотрудничество».

В этом проекте будут отражены различные аспекты по взаимодействию нашего дошкольного учреждения с семьей: выбраны приоритетные направления работы с семьей с учетом возможностей педагогического коллектива и потребностей родительской общественности; отражены вопросы изучения семей, их дифференциации на основе тестирования и анкетирования, индивидуальный подход к каждой семье с учетом ее специфики и воспитательного потенциала, вопросы методической помощи воспитателям по вопросам взаимодействия с семьей. (См. схему 2.)

Родителям мы предоставляем психолого-педагогическую помощь по всем проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. В рамках экспериментальной работы мы планируем организовать систему занятий для родителей, цикл детско-родительских занятий для семей группы риска.

В рамках детско-родительских занятий мы хотим познакомить детей и родителей с некоторыми базовыми эмоциями, обучить распознаванию произвольного проявления своих чувств; формировать адекватное самосознание детей, используя игры и упражнения, обучить родителей применять их во взаимодействии с ребенком, дать родителям знания о важности ролевого развития в формировании личности ребенка; формировать навыки взаимодействия с ребенком через ролевые игры, драматизацию; ознакомить родителей с доступными психотехниками, попробовать их применить во взаимодействии с ребенком; обучить родителей и детей психогимнастическим играм и упражнениям различной направленности.

Для повышения педагогической компетенции была разработана и рекомендована к использованию в работе «Рабочая тетрадь для родителей» по материалам книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Содержание рабочей тетради определено на основе тех тем, которые предлагали нам на встречах с родителями, в нее были включены некоторые игры, упражнения, сказки, используемые на совместных с детьми занятиях. При желании родители могут использовать материал для взаимодействия с ребенком самостоятельно.

Как специалисты, мы хорошо осознаем, что главная задача для взаимодействия педагогов с семьей – это установление партнерских отношений, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. Решение такой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Детский сад должен быть открытым по всем вопросам развития и воспитания детей, активно вовлекать родителей в педагогическую деятельность, потому что это необходимое условие развития ребенка.

Натэлла ГУЦАЕВА, заведующая детским садом №1167

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте