В этом году одна из старейших образовательных организаций системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга Охтинский колледж отметил свое 140‑летие. Конечно, по историческим меркам это немного, но и немало по меркам истории образования. Но главное даже не в этом. Как считает директор колледжа Галина КРАСНОВСКАЯ, история образовательной организации в той или иной мере отражает историю развития государства, города, и это помогает учить детей не абстрактно, а на конкретных примерах. Воспитательная система должна быть сильна традициями, а традиции хранит история.
– Мы детей не только учим профессии, но и воспитываем их, – говорит Галина Николаевна. – Растим гражданина, прежде всего способного отвечать за свои действия и помогать развитию и становлению города и страны. Каким образом? Разве человек, будучи хорошим профессионалом, востребованным на рынке труда, не вносит свой вклад в развитие промышленности, экономики и т. д.? Поэтому мы, не стесняясь, ставим перед собой такие масштабные задачи.Мне очень нравится выражение, которое я однажды услышала из уст председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанны Владимировны Воробьевой, которая как-то заметила, что миссия образовательной организации – это нести мир. Если вдуматься, то это действительно так, потому что мы проповедуем культуру личности и говорим о том, что можно быть успешным, когда ты профессионал своего дела, когда уважаешь страну и своих сограждан, когда твои помыслы направлены на созидание, а не на разрушение, тогда ты счастлив сам и делаешь счастливыми остальных.- Галина Николаевна, но ведь в колледж приходят на обучение разные ребята, и часто это те, кто не смог продолжить учиться в школе. Они ведь не всегда патриотично настроены, и некоторым вообще «фиолетово» на то, что происходит рядом с ними.- Вы знаете, мы каждого ребенка, который переступает порог нашего колледжа, воспринимаем как личность и не пытаемся сломать. Мы взрослые люди и прекрасно понимаем: бесполезно перевоспитывать человека, достигшего определенного возраста. Наши дети отнюдь не виноваты в том, что им не повезло родиться в семье, где бы им уделяли должное внимание, не повезло с окружением, не повезло встретить человека, который бы показал, к чему нужно стремиться. Поэтому мы всегда первокурсникам говорим, что не знаем, что у ребят было за порогом нашей образовательной организации. Этой осенью мы с ними все начинаем с чистого листа и каждый из них имеет возможность реализовать здесь свои лучшие качества, будь они социальными или профессиональными.Тех детей¸ которых принято называть трудными, мы называем иначе – дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Для них и вместе с ними мы создали добровольческое сообщество «Статус кво», которое неоднократно становилось победителем различных конкурсов. Суть его работы в том, что наши дети совершают не просто разовые акции, а регулярно посещают отделения больниц, где лежат тяжело больные, и ухаживают за ними. Или наши дети-сироты, которые сами лишены родительской заботы, ходят в Малоохтинский дом трудолюбия и занимаются с детьми, тоже оставшимися без родительского попечения. У нас есть такая акция, как «Солнце в ладошках», когда все дети покупают или приносят апельсины или мандарины. Мы собираем эти фрукты и целыми пакетами приносим и раздаем пожилым людям. Это и есть настоящее продолжение традиции русской благотворительности, ведь наших ребят никто не заставляет делать добро. Просто им самим важно помочь тому, кому хуже, чем тебе.Кроме того, в работе с детьми мы стараемся уйти от форм назидательного воспитания. Мы говорим о том, что ребенок никому ничего не должен, но в той или иной ситуации нужно разобраться. Садимся и разговариваем. Например, спрашиваем: «Тебе нравится, когда в отношении тебя нарушается закон?» Как правило, это не нравится никому. Тогда мы говорим: «Вот и подумай, пропусти через себя, каково тому человеку, если ты, например, что-то взял у него без разрешения». Очень часто на ребят это оказывает положительное влияние и побуждает их к другим действиям. У меня вообще твердое убеждение, что трудных детей не бывает, а бывают трудные взрослые. Еще не было ни одного случая в моей жизни, чтобы я не смогла выстроить взаимоотношения с самыми отпетыми сорванцами. Я всегда говорю: надо искать подходы, необходимо найти зерно, которое можно взрастить и помочь человеку отыскать свои новые прекрасные черты.- Но к такой воспитательной системе тоже нужно прийти.- Думаю, это зависит от опыта. Например, в следующем году исполнится 35 лет, как я работаю в Охтинском колледже. При этом я начинала с обучающейся, затем стала мастером производственного обучения, потом стала старшим мастером. После этого меня назначили заместителем директора по учебно-производственной работе, а затем – директором колледжа. Поэтому я знаю весь процесс изнутри, понимаю каждую из сторон и пытаюсь совместить интересы всех участников образовательного процесса.Конечно, слаженную работу помогает осуществлять сложившаяся грамотная административная команда. К тому же у нас сильнейший профессиональный педагогический коллектив – больше 100 человек на почти 800 детей. В колледже два учебных корпуса и общежитие. Мы большой многопрофильный комплекс, поэтому у нас множество самых разных профессий – парикмахер, швея, столяр, сварщик и т. д. Кроме того, у нас есть отделения основного общего образования, где учатся дети, поступившие к нам после 8‑го класса. Есть коррекционное отделение, где обучаются выпускники коррекционных школ VIII вида.Сегодня у нас создана образовательная организация с отличной материальной базой, соответствующая требованиям профессионального стандарта. И радует, что в городе мы такие современные не одни. Система СПО в последние годы качественно выросла. Это отмечают и работодатели. Особенно их радует, что состав обучающихся заметно изменился. Выше вы затрагивали вопрос о том, что в организации среднего профобразования приходят, cкажем так, не настроенные на учебу дети, но ситуация по сравнению с прошлыми годами очень сильно изменилась. Низший балл поступающих к нам – 3,7, а высший балл – 5. Это мотивированные на обучение, на получение профессии дети. В отличие от прошлых поколений они понимают, зачем им это нужно, и выбирают конкретные профессии.- А чем вы это объясняете?- Во-первых, сегодня проводится много конкурсов профмастерства среди учащихся колледжей и преподавателей, а это влияет на популяризацию, на престиж профессии рабочего. Также школы увидели, что наши образовательные организации тоже конкурентоспособны на рынке образовательных услуг. Это уже не полуразрушенные здания, а мощные, стабильные, хорошо оснащенные комплексы, где обучают профессии. Сегодня важно поднимать экономику, и это тоже все понимают. Система СПО перспективна. Если посмотреть на людей, достигших высоких должностных постов, то увидим, что многие из них имеют рабочую профессию. Профессия всегда поможет. Если вы умеете шить, значит, у вас есть возможность в кризисный период прокормить семью. Если получили профессию, то можно развиваться дальше, хоть вертикально, хоть горизонтально, тем более что сейчас стало модно быть высококлассным специалистом.- Известно, что на вашей базе был проведен региональный чемпионат «Абилимпикс».- Четыре года назад на нашей базе при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга был создан ресурсный центр по теме «Инклюзивное образование». Нужно пояснить, что тематика ресурсного центра возникла отнюдь не случайно. Много лет в колледже обучались дети, которые относятся к категории детей-сирот, выпускники коррекционных школ, и было сложно работать, не имея дополнительных знаний по этой теме. Наш психолог Игорь Макарьев провел огромную работу, проанализировав результаты исследований и подведя под накопленную информацию научную основу. Таким образом, мы определили, как донести наши знания и умения до той категории обучающихся, которым нас трудно услышать и понять, и чему нужно уделить особое внимание. После этого мы обратились в комитет по образованию с просьбой о создании ресурсного центра.А с января 2018 года в колледже откроется базовый центр по инклюзивному образованию. Теперь весь накопленный опыт будем внедрять, помогая детям найти свою образовательную организацию, свою профессию. Будем помогать образовательным организациям реализовывать обучение этих групп, будем методически сопровождать и обучать педагогические кадры.Что касается «Абилимпикса», то это действительно замечательная идея, которая дает возможность талантливым детям с инвалидностью продемонстрировать свои умения и еще раз сказать окружающим: ничего невозможного нет, нужно просто уметь мечтать.Санкт-Петербург
Комментарии