Недавно ушедший из жизни Александр Михайлович Абрамов в течение многих лет был автором «Учительской газеты». Его статьи были всегда резкими, критичными, но предлагающими меры, необходимые для реальной модернизации образования. Можно сказать, что до последнего вздоха Абрамов думал о проблемах образования. Эта статья – последняя написанная им.
Александр АБРАМОВ, член-корреспондент РАОВ дореволюционной России на всех уровнях власти ежегодно публиковали отчеты о работе системы Министерства народного просвещения. Ничего подобного в наше время не существует, и это не дает возможности системного изучения нынешнего положения дел. Согласно административной реформе 2004 г. министерство отвечает не за состояние системы, а лишь за политику в подведомственной сфере, причем значительную часть его энергии занимает распределение бюджета, проведение всевозможных конкурсов, раздача грантов и возбужденное бумаготворчество. Проблема реформирования системы образования существенно сложнее и шире, чем это представляется «реформаторам», ибо нет ни теоретической базы, ни стратегии реформ. После «реформы РАО» ее статус и ресурсный потенциал настолько снижены, что ожидать от нее анализа ситуации и рецептов не приходится. Мы даже не представляем, какая система образования и для выполнения каких задач нам нужна. Поэтому сегодня на первый план выходит весьма непростая задача: как выстроить новую систему структур, способных эффективно вести разработки для национальной системы образования, с учетом масштабов, разнообразия этой системы и ее кризисного состояния. Есть три важных обстоятельства.Во-первых, Россия ныне оказалась в крайне неблагоприятной политической и экономической ситуации. Как ответ на многочисленные новые угрозы национальной безопасности страны возник естественный лозунг импортозамещения, реализация которого возможна лишь при наличии очень больших усилий и государства, и общества. Очевидно, что в основе будущей грандиозной программы импортозамещения (которую еще предстоит и разработать, и реализовать!) лежит в первую очередь «импортозамещение рук и мозгов». Таким образом, образование, наука, культура, ответственные за воспитание личности и подготовку специалистов, за их социализацию и востребованность, за развитие человеческого потенциала страны, сегодня стали ведущими факторами национальной безопасности страны. Во-вторых, следует учитывать то, что уровень развития так называемых педагогических наук невысок (это касается далеко не только нашей страны). Эпоха великих открытий в педагогике еще не наступила, но это отнюдь не значит, что к обоснованным рекомендациям в сфере педагогики не следует прислушиваться. Решения, касающиеся системы образования, должны принимать по-научному – с хорошей аналитикой, с просчитыванием последствий, локальным применением метода проб и ошибок, рекомендации «педагогической науки» должны тщательнейшим образом проверяться и перепроверяться. При выстраивании новой системы исследовательских структур, связанных с образованием, необходимо сначала выделить ключевые задачи, для решения которых следует создавать эти структуры, задачи, которые должны быть определены общей стратегией развития страны на краткосрочный и среднесрочный периоды. Сегодня сложилась ситуация исторического цейтнота. С одной стороны, нужны решительные и оперативные меры, призванные остановить ускоряющиеся процессы деградации образования и науки, с другой стороны, эти системы неизбежно консервативны, быстрые их преобразования опасны, а позитивные результаты реформ приходится ждать долго. Чтобы разорвать эти порочные круги, необходима политическая воля руководства страны. Правильный выбор позиции – вопрос профессиональной чести и профессионального долга. Хороший пример программы действий в подобной ситуации подсказывает история. В конце 80-х годов, то есть в годы перестройки, естественно обозначилась проблема реформ в сфере образования, и главным образом в средней школе. Чтобы сменить консервативный состав в системе управления, в марте 1988 года было принято решение о создании Государственного комитета по народному образованию, объединяющего три старых министерства, под председательством Геннадия Ягодина, который объявил о созыве съезда работников народного образования, создал ВНИК «Школа», во всех средствах массовой информации, и главным образом в «Учительской газете», тираж которой доходил тогда до 1,5 млн, шло активное обсуждение подготавливаемых разнообразных проектов. Итоговые документы, принятые на съезде после активных обсуждений, наряду с законом об образовании (1992 г.) в трудные 90-е годы стали основой развития отечественной системы образования. За короткое время нельзя решить все проблемы, но можно наметить пути их решения, этот ход Ягодина представляется оптимальным решением и сегодня, но с существенными дополнениями. Минобрнауки следует разделить на Министерство народного просвещения, сосредоточенное на проблемах школы, и Комитет по делам науки и профессионального образования. Принципиально важен отбор аппарата, начиная с должности министра: на смену «эффективным менеджерам» должны прийти профессионалы, отвечающие за состояние своей отрасли и способные изменить положение дел к лучшему.В-третьих, становление новой системы организации разработок для системы образования должно стать предметом серьезной общенациональной содержательной дискуссии. Не просто бесполезны – вредны реформы, не решающие актуальнейшие задачи национальной системы образования. Делать вид, что существует некая стратегия развития образования и науки, в условиях исторического цейтнота уже не получается.В сложившейся на сегодня ситуации употребление глагола «воссоздать» наиболее уместно в применении к педагогическим наукам. С крушением РАО не стало никакой системы: очевидно, что институты при министерстве – временная конструкция, которой не грозит ни долгая, ни мало-мальски полноценная жизнь. По моему убеждению, строительство педагогической науки в России следует начинать заново, с чистого листа, если, конечно, мы хотим исправить многочисленные дефекты старой модели и выстроить в разумные сроки новую эффективную систему. Пока есть немало хороших традиций и разработок, пока есть и люди, способные передать эстафету новым поколениям. Следует явно выделить некоторые важные проблемы и наметить подходы к их решению. Перестройка системы принятия решений в сфере образования на всех уровнях – неотложная задача, решать которую нужно по-научному. Должны быть исключены административно-командные методы чиновников, курирующих науку. Федеральные, региональные и отраслевые научные структуры могут быть полностью подчинены ведомствам лишь в редких случаях, в основном при решении оборонных задач. Не дело чиновника активно вмешиваться в жизнь науки – это не его профессия. Вспомним, как активная господдержка госаппаратом «великих идей» Т.Лысенко привела к катастрофическим последствиям для сельского хозяйства и биологической науки, хотя советский атомный проект – хороший пример грамотного взаимодействия власти и науки, когда была признана решающая роль ученых, а государственная политика была направлена на создание условий для успеха проекта. Жесткое командование наукой всегда контрпродуктивно. Следует учитывать и психологию современного чиновника, полагающего, что он знает истину в силу одного все решающего обстоятельства: по праву занимаемой должности. Во избежание конфликта интересов за министерством следует оставить только организационную функцию, а контролировать достижение результатов должны независимые от министерства структуры. Необходимо возродить традицию ежегодных отчетов Министерства народного просвещения, существовавшую до революции. Злободневная задача – определение ответственности госслужащих за ненадлежащее исполнение обязанностей и отсутствие оперативного реагирования на негативное развитие событий. Неотложная – устранение причин, лежащих в основе многочисленных провалов при подготовке документов федерального уровня, определяющих развитие событий в сфере образования. Для этого нужна широкая гласность на всех этапах подготовки от идеи до итогового текста плюс отказ от анонимности: список разработчиков обязательно публикуется; необходим новый и весьма строгий порядок проведения независимых экспертиз и профессиональных обсуждений: современная псевдодемократическая система, при которой на заочное «обсуждение» выделяют несколько недель, направлена лишь на легальное протаскивание проекта к нужному сроку.Большая ошибка – ставка на тендеры при определении разработчиков. Поскольку нет эффективных управляющих структур, тендеры не могут быть эффективны, к тому же есть множество примеров, показывающих, что часто победителей тендеров определяют задолго до объявления. Открытые конкурсы следует проводить среди потенциальных руководителей проектов, предусматривая как широкие их права, так и обязанности, включая формы ответственности. Наконец, следует заметить, что практика создания внутри министерства никому не известных (кроме отдельно взятых работников министерства) рабочих групп также себя не оправдала.Основной смысл предстоящих преобразований – переход от модели, характеризующейся практически полной монополией госаппарата на принятие решений в сфере образования и организацию педагогической науки, к общественно-государственной системе, в которой решающую роль играют профессиональные ассоциации, объединяющие людей и структуры, специализирующиеся на тех или иных направлениях педагогической науки. Надо ясно признать, что в настоящее время подобные активные структуры практически отсутствуют. При всей открытости списка задач можно выделить три проекта, к которым следует приступить незамедлительно. Это, во-первых, проект обновления содержания школьного образования. Вопрос о том, чему следует учить в российской школе ХХI века, ключевой. От ответа зависит развитие всей системы образования, и в первую очередь систем школьного и педагогического образования.Во-вторых, это образовательная индустрия, то есть разработка и производство всего, что необходимо для современной системы образования, начиная от дидактических игр, лабораторного оборудования и заканчивая современными обучающими программами и сложными приборами. Уместно напомнить, что соответствующая федеральная целевая программа была принята в 1999 году, но была полностью провалена. Эта проблема имеет самое непосредственное отношение к импортозамещению, потенциальная мощность этой отрасли экономики – многие миллиарды долларов ежегодно. Наконец, в-третьих, приоритетными разумно признать статистику и социологию образования – принимать решения на основе неверной и отсутствующей информации нельзя.Чтобы повысить достоверность педагогического знания, нужен поиск способов экспериментальной проверки педагогических теорий и отдельных их положений, в частности возвращение к практике экспериментальных школ. В настоящее время эта сеть практически уничтожена, но в свое время позитивную роль сыграли и опытно-показательные школы Наркомпроса, школы Макаренко, Сухомлинского. Многочисленные примеры «экспериментов», в том числе последнего времени, подтверждают правило, сформулированное еще в конце 70-х: «Все педагогические эксперименты заканчиваются бешеным успехом, а соответствующие реформы – фантастическим провалом». По-видимому, только через серию тонких экспериментов можно получить обоснованные ответы на старый вопрос: сколько часов нужно выделять на изучение того или иного школьного предмета?Самый популярный в современной России вопрос: откуда возьмутся деньги для становления педагогической науки? Источников финансирования может быть несколько: 1. Если рационально использовать средства, выделяемые сегодня Минобрнауки на НИР в области педагогики, то сложится весьма немалый бюджет. 2. Деньги можно получить в результате создания образовательной индустрии. 3. Наконец, можно рассчитывать на участие бизнеса, особенно при введении налоговых льгот на проекты для сферы образования. В целом же пока нужно согласиться с мнением выдающегося советского экономиста Матроскина: «Средства-то у нас есть. А вот мозгов не хватает…»От редакции«Учительская газета» благодарит вдову Александра Абрамова Наталью и его друга, члена Общественного совета МОН РФ Сергея Рукшина, за помощь в публикации статьи.
Комментарии