Всегда интересно наблюдать, как растут и приобретают оригинальные внешние и внутренние контуры новые жилые микрорайоны. Но этот рисунок никогда не будет законченным, если в него не впишутся детские сады и школы. Именно их с нетерпением ждут будущие и уже состоявшиеся новоселы. Гуляют рядом со стройкой, наблюдают, знакомятся и считают дни до открытия. У Елены ДЕРИПАСКИ тоже получилось так, что со своей школой №604 Пушкинского района она познакомилась еще на этапе строительства и теперь может смело утверждать, что знает здесь каждый кирпичик. Здание школы еще только поднималось ввысь, а Елена Ивановна уже продумывала программу развития образовательной организации. При этом ее главным стремлением было создать такую школу, где свои возможности мог бы реализовать каждый ребенок без исключения.
Что помогает претворять эту программу в жизнь, какие трудности при этом возникают и в чем особенность управления школой-новостройкой, Елена Дерипаска рассказала в рамках семинара «Школа молодого директора», организованного кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. По словам руководителя школы №604, самыми сложными для школы-новостройки можно считать первые два года.- Особенностью любого нового микрорайона, наверное, является то, что жизнь для всех здесь начинается, как с чистого листа, – поясняет Елена Дерипаска. – Все жители находятся в процессе адаптации, в том числе дети, родители, учителя. Для директора школы, которая только-только начала свою работу, главной задачей становится сплочение этого большого и разношерстного коллектива учителей, детей и родителей. У нас ведь не только дети приехали из разных регионов и стран ближнего зарубежья, но и учителя. Из моей команды, а я ранее руководила образовательной организацией в Выборгском районе, со мной пришли только 2 человека, остальных членов коллектива нужно было набирать заново. Скажу честно, что в первый год шла серьезная утечка кадров. Кого-то смущали переполненные классы, вторая смена, большой объем работы, кто-то понимал, что педагогика – это все-таки не его стезя, и т. д. Мне потом педагоги, шутя, говорили, мол, вы нас предупреждали, что будет трудно, но не предупреждали, что так.- Елена Ивановна, а на что вы обращали внимание при подборе кадров?- Конечно, желателен был опыт работы, хотя у нас были заявки и от молодых специалистов. Однако при личном собеседовании я прежде всего смотрела, увлечен ли человек профессией, готов ли преодолевать трудности. Я сама выросла из учителей начальных классов, и передо мной никогда не стояло проблемы – тратить или не тратить личное время на класс. Поэтому мне нужны были педагоги-энтузиасты, подвижники, альтруисты. Кроме того, жилой район удален от Санкт-Петербурга, и поэтому только школа могла стать как учебным центром, так и очагом культуры, местом, где у детей и взрослых была бы возможность раскрыться. Мы уже в первый год работы на добровольческой основе открыли множество кружков, как спортивных, так и творческих. Через полгода уже официально начал работать школьный спортивный клуб, а еще через полгода открылось отделение дополнительного образования. В 2016 году наши ученики пополнили ряды Российского движения школьников – РДШ. В 2017 году в Пушкинском районе на базе нашей школы был создан первый отряд Юнармии. Уже более 60 учеников изучают военные дисциплины, учатся строевому шагу, изучают историю военного дела и мечтают о мужественных профессиях.- Вы подчеркнули, что очень важно было создать на первых порах жизни в новом микрорайоне очаг культуры. Почему?- Потому что так легче проходят адаптация, социализация. По сути, все население Славянки нужно было адаптировать к тому, чтобы оно стало частью Санкт-Петербурга, частью исторического Пушкинского района. Представьте: новый жилой район, еще строящийся, у жителей много тревог по поводу транспортной доступности, отсутствия социальной инфраструктуры и т. д. На родительских собраниях нам приходилось успокаивать людей, сравнивать нашу новую жизнь с переездом в новую квартиру. Ведь там всегда сначала делается ремонт, и этот период нужно просто пережить, набравшись терпения. Мы всегда подчеркивали, что, несмотря на трудности, нужно помнить: рядом с нами такие исторические жемчужины, как Царское Село, Павловск, но главное – мы вместе и хотим, чтобы нашим детям было хорошо.Конечно, когда я работала над программой развития школы, я понимала, что у наших учеников очень разный уровень подготовленности. Кто-то из детей приехал из гарнизона, из сельской местности, где не было учительницы или вообще не было конкретных предметов, кто-то учился по разным программам, по разным учебникам и т. д. Необходимо было поначалу просто привести знания к общему знаменателю. Поэтому мы ввели систему образовательного минимума, то есть того, что нужно знать в том или ином классе, и, кстати сказать, этот опыт мы позаимствовали у академической гимназии №56. Также выстроили систему консультационных занятий для тех ребят, которым трудно. Конечно, было непросто, но мы всегда прислушивались к критике, что-то корректировали и предлагали новое решение. На выравнивание ушел примерно год, а сейчас мы уже можем акцентировать внимание на одаренных детях и тех, кому трудно справиться с программой. У нас продолжают работать творческие группы педагогов в рамках методических объединений, когда ребята могут приходить на дополнительные занятия не к своему учителю, а к другому педагогу-предметнику. Этот подход доказал свою эффективность, поскольку иногда ребенку легче усвоить тему, когда он слышит объяснение не от своего педагога. Также у нас практикуется взаимопосещение уроков учителями. Это, безусловно, приобретение нового опыта, поскольку многие педагоги приехали из других регионов и демонстрируют свои интересные приемы. За 4 года работы успеваемость учеников существенно повысилась, и сегодня мы занимаем 2‑е место среди школ Пушкинского района по результатам ЕГЭ по профильной математике. Также у нас появились свои «звездочки». Например, наш выпускник Андрей Белогур стал победителем гуманитарной телеолимпиады «Умницы и умники».- Известно, что район Славянка в основном заселялся семьями военнослужащих. У детей из таких семей, наверное, отношение к школе как к чему-то временному?- Да, иногда это проскальзывает, у некоторых ребят это уже 5‑я или 6‑я школа за жизнь, но мы стараемся, чтобы ребенок школу полюбил или хотя бы запомнил, как к нему здесь относились. Стараемся придумывать и укреплять традиции. Например, есть традиция, которая родилась спонтанно, но мы без нее уже не представляем свою жизнь. Еще перед первым днем учебы я подумала, что все мы придем на первую линейку, все одеты по-разному, никто никого не знает, и дети не смогут понять, где родитель, а где учитель. Тогда мы за два дня до первого сентября сшили красивые шарфики, а перед линейкой надели их. И дети, и родители сразу увидели, что тот, кто в шарфике, – это работник школы и к нему можно обратиться. С тех пор весь педагогический коллектив надевает в праздничные дни фирменный шарфик. Кроме того, для каждой знаменательной даты мы тоже придумали свою форму одежды. К примеру, на лицейский бал 19 октября все представительницы прекрасного пола надевают платья, а представители сильного пола – костюмы.- Елена Ивановна, проблема многих школ-новостроек во второй смене.- Согласна, что это проблема, но она, увы, зависит не от нас. В нашей школе пока в две смены учатся только начальные классы. В Славянке уже есть три школы и запланировано открытие еще двух новых школ. Так что с нетерпением их ждем. А сейчас у нас, как в армии, все должно идти четко и по графику, чтобы успели те, кто учится во второй половине дня. Конечно, особенностью школы-новостройки является то, что классы здесь большие. В частности, у нас наполняемость классов 36‑42 человека. Можно сказать, что наши учителя работают почти в боевых условиях, и я им благодарна за их самоотверженный труд. Иногда слышишь разговоры о том, что в советское время в классах сидело по 45 учеников и учителя справлялись. Однако нужно учитывать, что тогда поколение было другое, да и общество тоже было иное. Сейчас все иначе. Многим родителям катастрофически не хватает времени на детей, поэтому на школе лежит большая ответственность, в том числе за воспитание ребят.
На мой взгляд, кадровый вопрос всегда будет стоять на повестке дня, потому что именно кадры часто определяют вектор развития образовательной организации. К примеру, я задумывала, что в школе пристальное внимание будет уделено изучению английского языка, но сильные математики и информатики позволяют нам динамично двигаться вперед и в инженерном направлении. Сегодня в педагогический коллектив каждый год вливаются новые кадры. Это происходит, потому что ежегодно увеличивается контингент детей. Интересных и творческих педагогов мы ищем везде. Спрашиваем у родителей. К примеру, они могут рассказать о хорошем учителе, работавшем в их школе, и если оказывается, что педагог также обосновался в Славянке, мы его уже ждем. Также бывает, что предлагаем родителям пройти курсы по переподготовке и вести тот или иной кружок в отделении дополнительного образования. Таким образом, мы уже взращиваем свои кадры. Так постепенно складывается коллектив единомышленников, в котором работать комфортно и приятно.
Комментарии